Частично-алгоритмизированный метод мышления – метод «Фокальных объектов»

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего  профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

Факультет компьютерных технологий

Кафедра информационных систем

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Частично-алгоритмизированный метод мышления – метод «фокальных объектов»

Студент группы 3ПИ-2                                                                              XXXXXXXXXX

Преподаватель                                                                                              В. Д. Бердоносов

2005

Введение

Цель лабораторной работы – на основе метода «Фокальных объектов»  закрепить у студентов навыков нестандартного подхода к решению задач.

Задание на лабораторную работу:

Провести игру, состоящую из следующих этапов:

1.  Предварительный этап - вся группа студентов разбивается на подгруппы. Перед студентами ставится задача - открыть фирму по производству товаров, услуг;

2.  Рекламный этап - на разработанный товар составляется реклама;

3.  Этап продажи товара - каждой бригаде студентов выдаётся кредитная книжка и книга продаж. Студенты обязаны в индивидуальном порядке истратить всю сумму, находящуюся на кредитной книжке. При приобретении какого-либо товара, запись производится одновременно и в кредитной книжке (сколько, какого и на какую сумму приобретено товара) и в книге продаж (кому, сколько и на какую сумму продано товара);

4.  Этап определения победителя - победители игры оцениваются по трем критериям: лучшему рекламному объявлению, лучшему товару и лучшему покупателю.

1. Теоретический материал

Чтобы избежать привычных и потому бесплодных ассоциаций, чтобы преодолеть психологический барьер и "растормозить" воображение, можно использовать специальные методы, применяемые на практике для поиска новых идей.

В частности, метод фокальных объектов может с успехом применяться в области производства товаров ширпотреба, как для расширения полезных функций изделий, так и для создания новых видов продукции. Этот метод используются также в виде упражнений для развития творческого воображения. С помощью этого метода можно получить большое количество идей-подсказок для решения задачи в виде необычных сочетаний, преимущественно одинарных изменений улучшаемого объекта. Самым важным этапом в этом методе является оценка и дальнейшее развитие наиболее удачных идей.

Метод фокальных объектов был предложен в 1926 г. профессором Берлинского университета Э. Кунце и усовершенствован в 1953 г. американцем Ч. Вайтингом.

Суть метода состоит в том, что совершенствуемую техническую систему держат как бы в фокусе внимания и переносят на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения, объектов. При этом возникают необычные сочетания, которые стараются развивать дальше путем свободных ассоциаций.

Метод фокальных объектов удобно применять следующим образом:

-  выбрать объект, который нужно изменить (фокальный объект);

-  сформулировать цель его изменения;

-  выбрать из книг, словарей, каталогов несколько случайных объектов;

-  составить перечень признаков и свойств выбранных случайных объектов;

-  перенести эти признаки на совершенствуемый фокальный объект;

-  оценить полученные идеи и отобрать наиболее полезные и доступные.

Как правило, получаются неожиданные интересные сочетания, из которых необходимо извлечь новые идеи.

Области применения метода фокальных объектов: поиск новых возможностей для выпуска товаров народного потребления, рекламная деятельность, сфера услуг и т.п.

Ниже приведен пример на применение метода фокальных объектов.

Пример: Фокальный объект - кастрюля. Цель – расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение спроса на продукцию.

Случайные объекты - дерево, лампа, кошка, сигарета.

Признаки случайных объектов:

-  дерево: высокое, зеленое, голое, срубленное, сгоревшее, молодое, чахлое, хлебное, пробковое, красное, с корнями, раскидистое;

-  лампа: электрическая, паяльная, разбитая, светящаяся, настольная, электронная, волшебная, матовая, цветная;

-  кошка: мяукающая, с хвостом, нюхающая, царапающая, со светящимися глазами;

-  сигарета: дымящаяся, вредная, с фильтром, в пачке, брошенная, отсыревшая.

После присоединения признаков случайных объектов к фокальному объекту получим новые идеи, например:

-  кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей подставкой.

-  разбитая кастрюля - кастрюля, разбитая на секции, в которой можно готовить одновременно несколько блюд.

-  кастрюля с фильтром - кастрюля со специально вделанной шумовкой для снятия пены и т.д.

2. Проведение игры

Фокальный объект – записная книжка. Цель – полная распродажа донного объекта.

Случайные объекты: стул, слон, телевизор.

Признаки случайных объектов:

-  Стул: мягкий, твердый, деревянный, с обивкой, сломанный;

-  Слон: большой, тяжёлый, грязный, моющийся;

-  Телевизор: цветной, черно-белый, с пультом ДУ, широкоэкранный, жидкокристаллический.

После присоединения признаков случайных объектов к фокальному объекту получим новые идеи. Вот самые интересные из них:

-  Твердая жидкокристаллическая записная книжка – записная книжка в твердой обложке, у которой внутри находится жидкокристаллический дисплей;

-  Моющаяся цветная записная книжка – записная книжка с цветной обложкой, которую можно мыть в воде и при этом она не тускнеет.

Сделаем рекламу к этим двум товарам. На рисунке 2.1 изображена главная страница рекламы, из которой возможен переход на конкретные виды товара. На рисунке 2.2 изображена реклама электронной записной книжки. На рисунке 2.3 изображена реклама влагоустойчивой записной книжки.

Рисунок 2.1 – Главная страница рекламы

Рисунок 2.2 – Рекламная страница электронной записной книжки

Рисунок 2.3 – Рекламная страница влагоустойчивой записной книжки

Заключение

В данной лабораторной работе был разобран метод «фокальных объектов», который используется для расширения функций изделий, а также создания новых идей. Была проведена игра, в ходе которой был взят товар студенческого потребления и деле он подвергся оптимизации с помощью метода «фокальных объектов». Далее производилась реклама данного товара и его продажа. В конце были подведены итоги.

Список использованных источников

1 Методические указания к проведению цикла лабораторных работ по дисциплине «Развитие творческого воображения» / Сост. В.Д.Бердоносов. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2002.   - 23  с.

2 РД ГОУВПО «КнАГТУ» 013-97. Текстовые студенческие работы. Правила оформления. – Взамен РД КнАГТУ 010-96; Введ. 01.10.97. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре Государственный Технический Университет, 2005. – 44 с.

Похожие материалы

Информация о работе