Методология исследования в клинической психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

находить, выделять и дифференцировать свойства своего предмета в научно-исследовательской процедуре. «Предмет» и «объект» из слов-синонимов обычного языка в научной методологии обретают особый смысл научных понятий. Этот смысл превращает их в базовые научные категории, выполняющие функцию инструмента логического анализа познаваемого явления.

Очевидно, что «познавательные интересы» различных наук сталкиваются при познании наиболее интегрированных объектов природы, к примеру, человека. Эта проблема неизменно затрагивает вопрос о месте конкретной науки в системе всех наук. Поэтому в задачи методологии входит классификация наук в связи с необходимостью определять место конкретной науки в системе научного знания. Эта задача связана, во-первых, с задачей дифференциации «предмета» для каждой из наук, во-вторых, с прояснением «взаимной предметной детерминации» в общих для всех наук объектах, в-третьих, с определением межпредметных связей научных областей знания. С решения этого вопроса обычно начинается обсуждение методологических проблем частных наук.

Определившись с областью свих «интересов», частная наука формулирует свой предмет, т.е. ту область объективной реальности, которая подлежит изучению именно этой отраслью научного знания. Для описания своего предмета частная наука использует систему понятий, выполняющих функцию базовых категорий конкретной науки, т.е. ее категориальный строй. В методологии частной науки категории используются для обозначения изучаемых зависимостей между различными свойствами объекта познания, а также внешними и внутренними условиями его существования. В этом контексте «предмет» выступает как операциональное понятие теоретического или эмпирического исследования и начинает рассматриваться в качестве «механизма», определяющего закономерные взаимосвязи свойств как внутри объекта, так и с его внешними условиями существования. Это вынужденно приводит к постановке вопроса о детерминации (внешней и внутренней обусловленности) этих взаимосвязей, что ведет нас к пониманию предметной области конкретной науки, осознанию возможностей и границ познания, т.е. задает познавательный контекст. Таким образом, категориальный строй науки -  это, одной стороны, основной тезаурус языка данной науки, с другой стороны, формулировка исходной «парадигмы» (образца) познавательной стратегии на данный момент ее развития. Парадигма – это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе; жёсткие рамки, модель, схема чего-либо. В истории науки неоднократно вследствие научных революций происходила смена парадигм, что подробно описано в теории Т.Куна. Тем не менее, частные науки придерживаются той или иной

Похожие материалы

Информация о работе