Эпидемиология как общемедицинская наука. Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе

Страницы работы

Содержание работы

«ОБЩАЯ И ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКИХ И ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ НАУК.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.  Эпидемиология как общемедицинская наука.

2.  Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе.

1

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ КАК ОБЩЕМЕДИЦИНСКАЯ НАУКА

Эпидемиология зародилась на заре развития медицины как наука об эпидемиях. Термином «эпидемия» определялось необычное нарастание заболеваемости или появление заболеваний, которые ранее на данной территории не встречались. Для объяснения механизма возникновения и развития эпидемий еще в древности была высказана конституционально-миазматическая теория, изложенная в трудах Гиппократа. По Гиппократу, появление эпидемии (массовых, повальных болезней людей) связано с «эпидемической конституцией места и времени». Сущность эпидемической конституции Гиппократ объяснял миазмами - ядовитыми веществами из недр земли и космоса. Например, появление массовых заболеваний после извержения вулканов; в болотистых местностях - распространение малярии; теллурические влияния (т.е. из недр Земли) проникают в человека и вызывают заболевания. Это наивно-материалистическая теория держалась до  XVII-XVIII в. параллельно с ней появилось представление о contagium vivum - неком живом существе, передающемся от больных здоровым при контакте.

В эпоху Возрождения контагиозная гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Дж.Фракастро, а конституциональная - в трудах английского врача Сайденгема.

Конец прошлого века часто называют эрой бактериологических открытий. Существование Contagium vivum получило научное подтверждение. В работах Пастера, Коха, Мечникова и других было показано, что ряд болезней вызывается возбудителями - микроорганизмами. С наступлением бактериологической эры чисто эпидемиологические методы изучения заболеваемости были забыты. Перестали анализировать причины этой заболеваемости, сводя все по сути только к действию возбудителя на организм человека. Микробиологические методы исследования по существу вытеснили эпидемиологические сопоставления.

Возрождение эпидемиологии на новой теоретической и методической основе началось с 20-х годов нашего века и связано с именами Д.К.Заболотного (1866-1929), Л.В.Громашевского (1887-1980), В.А.Башенина (1882-1978), Е.Н.Павловского (1884-169).

Даниил Кириллович Заболотный - основоположник советской эпидемиологии, инициатор открытия первой в мире кафедры эпидемиологии в Одесском медицинском институте (1922 г.), автор  первого отечественного руководства - «Основы эпидемиологии» (1927).

Основным методом исследования Льва Васильевича Громашевского, позволившим ему дать новую теоретическую интерпретацию эпидемиологическим явлениям был метод синтеза знаний, накопленных микробиологией, иммунологией и клиникой инфекционных болезней. Прежнее понятие «эпидемии» автор разделил на два понятия:

-  «эпидемия в узком смысле слова» - соответствовало прежнему определению эпидемии как временного нарастания или появления заболеваний, ранее не встречавшихся на определенной территории;

-  «эпидемия в широком смысле слова» - т.е. понятие эпидемического процесса.

Эпидемиологию стали определять не только как науку об эпидемиях (в узком смысле), но и как науку об эпидемическом процессе во всех его проявлениях - от выраженных эпидемий до разрозненных случаев заболеваний.

Виктор Андреевич Башенин был сторонником традиционного подхода к эпидемиологии как своеобразной «игре в цифры», характеризующей развитие любях массовых заболеваний. Тем самым он не ограничивал эпидемиологию только группой инфекционных болезней.

Евгений Никанорович Павловский развил исследования на стыке эпидемиологии и паразитологии, концентрируя внимание на изучении закономерностей возникновения  и распространения тех инфекционных заболеваний люде, резервуаром возбудителей которых являются дикие животные.

Предметной областью эпидемиологии с самого начала ее формирования и до настоящего времени была и остается заболеваемость в период эпидемий (популяционный уровень организации жизни). В этом принципиальное отличие эпидемиологии от клинической медицины, предметом которой является болезнь (организменный и суборганизменный уровни организации жизни). Соответственно - эпидемиологический метод - это метод изучения заболеваемости с целью ее профилактики, а клинический метод - это метод изучения болезни с целью ее лечения и индивидуальной профилактики.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Эпидемиология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
90 Kb
Скачали:
0