Физиология: Курс лекций (Лекции 1-9: Нейроны и глиальные клетки - структурные элементы центральной нервной системы. Функциональная асимметрия мозга), страница 14

Основные характеристики левополушарного человека (т.е.человека с пораженным правым полушарием): болтливость, многословность, сложность грамматических конструкций, нарушение просодических характеристик речи (интонации, ритма, утрата индивидуальных черт); нарушение дифференциации по голосу, ориентации в пространстве, узнавания лиц, односторонняя пространственная агнозия, амузия, преобладание положительного эмоционального фона, сниженная эмоциональность (Рис.9.3).

Для правополушарного человека характерны нарушение понимания речи и продуцирования речевых высказываний при хорошем распознавание просодических (интонационных) характеристик речи, музыкальность, хорошая ориентация в пространстве, легкость конструирования целого из частей преобладание отрицательного эмоционального фона.

Большая эмоциональность правого полушария проявляется в большей передаче эмоций мимической мускулатурой левой по сравнению с правой стороной лица. Это иллюстрируется «химерными» изображениями, составленными из двух правых и двух левых частей фотографии (Рис.9.4).

Взаимодействие между полушариями осуществляется за счет межполушарных комиссур (Рис.9.5). Уникальные данные по функциональной асимметрии получены на пациентах с расщепленным мозгом. Комиссуротомия применялась в случаях тяжелой неподдающейся медикаментозному лечению эпилепсии с целью ограничения распространения судорожной активности. Особенности проекции зрительных, соматосенсорных и слуховых в систем в полушария головного мозга (Рис.9.6) легли в основу разработки ряда тестов, позволяющих предъявлять испытуемым с расщепленным мозгом информацию только в одно полушарие.

При фиксации взгляда в центральной точке зрительные стимулы из левого и правого полей зрения проецируются, согласно Рис.9.6., в противоположные полушария. Стимулы предъявляют в случайном порядке справа и слева. Длительность их предъявления меньше времени организации саккадического движения глаз, что предотвращает перевод взгляда в период предъявления раздражителя. Слуховая информация при изучении функций полушарий подается дихотически (два разных стимула синхронно в разные уши). Хотя каждое ухо проецируется в оба полушария, наблюдения над пациентами с расщепленным мозгом позволили сформулировать гипотезу о функциональной блокаде ипсилатеральных слуховых путей при дихотическом прослушивании (Рис. 9.7).

Представленные методы позволяют предъявлять стимулы разной природы в правое и левое полушарие и исследовать особенности их полушарной обработки у испытуемых с расщепленным мозгом (Рис.9.8, 9.9). Тесты с латерализованным предъявлением зрительных и слуховых стимулов используют и для исследований функциональной асимметрии и у здоровых испытуемых, полагая, что информация, поступающая в специализированное для ее обработки полушарие напрямую будет обрабатываться быстрее и качественнее, чем поступающая из контрлатерального полушария через мозговые комиссуры.

Имеющиеся экспериментальных данных позволили сформулировать гипотезу, согласно которой функциональные различия между полушариями обусловлены разными стратегиями обработки информации. Левое полушарие использует аналитические стратегии, основанные на логической, последовательной обработке, и правое синтетические, основанные на симультанной, параллельной обработке поступающей информации. Предполагают, что особенности обработки информации обусловлены разной организацией нейронных сетей левого и правого полушарий

Оглавление

Лекция 1.      Нейроны и глиальные клетки - структурные элементы центральной нервной системы.

Простые нервные цепи.  

Лекция 2.      Центральная и периферическая нервная система. Развитие мозга и иерархия мозговых структур. Передача сенсорной информации в центральной нервной системе. Специфические и неспецифические системы мозга.

Лекция 3.      Методы изучения функций центральной нервной системы.

Лекция 4.      Общие вопросы физиологии сенсорных   систем (анализаторов)

Лекция5,6.Физиология движения

Лекция 5.      Двигательные функции спинного мозга и ствола

Лекция 6.Роль мозжечка, базальных ганглиев и коры мозга в организации двигательных функций

Лекция 7.     Ритмическая организация биологических функций. Сон и бодрствование

Лекция 8.      Потребности, мотивации и эмоции

Лекция 9.      Функциональная асимметрия мозга