Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей (диагностика, лечение и реабилитация): Методическое пособие, страница 22

В детском возрасте дисфункция вегетативной нервной системы является одним из наиболее распространенных клинических симптомокомплексов, при котором могут наблюдаться: сосудистая лабильность, расстройства термо- и хеморегуляции, функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения, центральной и периферической нервной системы, психики, кожные симптомы. За последние годы увеличивалось число детей со сниженными приспособительными возможностями организма — с дезадаптацией, приводящей к срыву механизмов регуляции функциональных систем. Появление лабильности сердечной деятельности и тонуса сосудов, систолического шума, астеноневротических расстройств следует расценивать как первые симптомы дезадаптации (предболезни, пограничного состояния) и при сохраняющихся воздействиях повреждающих факторов у части детей с течением времени формируется стойкая ВСД по гипер- или гипотоническому типу, которая сохраняется, может прогрессировать и способствовать формированию сердечно-сосудистой патологии зрелого организма. Поэтому ВСД у детей и подростков необходимо рассматривать как социально значимую медицинскую проблему. Среди факторов, вызывающих синдром ВСД, можно выделить врожденные, наследственные, неблагоприятное течение беременности, родов, дефекты вегетативных образований, эндокринных желез и личностные особенности. Из приобретенных факторов можно выделить психоэмоциональное напряжение, хронические заболевания и очаги инфекции, гормональную дисфункцию, болезни центральной нервной системы, аллергические заболевания, физическое напряжение или гиподинамию, бесконтрольный прием медикаментов и отравления. У большинства больных имеется сочетание нескольких причин.

Клиника ВСД характеризуется полиморфизмом, циклическим течением, преобладанием явлений активации над торможением и наклонностью к генерализации. При этом колебания АД по гипер- или гипотоническому типу могут сопровождаться дисфункцией висцеральных систем, что связано с вовлечением в патологический процесс вегетативных аппаратов различного уровня вегетативной интеграции. Полиморфизм дистоний объясняется, видимо, нарушением артериального русла и тонуса вен и расстройством ликвородинамики.

Классификация вегетососудистой дистонии (по Белоконь Н.А., 1987)

1. СВД первичный или вторичный

2. Ведущий этиологический фактор (посттравматическая, конституциональная. невротическая, на фоне резидуально-органического поражения ЦНС и т.д.)

3. Вариант СВД: ваготонический, симпатикотонический, смешанный

4. Ведущая органная локализация или характер изменений АД, требующие коррекции: артериальная гипо- или гипертензия, функциональная кардиопатия и т.д.

5.  Степень тяжести с учетом ИВТ: тяжелая, средне-тяжелая, легкая

6.  Течение: перманентное или пароксизмальное (характеристика вегетативных пароксизмов выносится в диагноз)

Формулировка диагноза: Синдром вегетативной дисфункции, наследственно-конституциональный, ваготонический вариант, средней степени тяжести,функциональная кардиопатия, перманентное течение   

Постановка диагноза ВСД требует комплексного обследования и динамического клинического наблюдения за больным.

Обследование

1. Изучение генеалогического анамнеза, подтверждающего значительную роль наследственного фактора в генезе страдания.

2. Сбор анамнеза, обращая особое внимание на течение беременности и родов, являющихся одним из основных причинных и предрасполагающих факторов (быстрые, стремительные, реже затяжные роды, с применением различных видов родовспоможения, внутриутробная или родовая гипоксия, незрелость ребенка и т. д.).

3. Уточнение психологического климата в семье, школе, злоупотребление вредными привычками, физические, умственные и социальные стрессы.

4. Выявление факторов риска формирования ВСД: инфекционных заболеваний, очагов хронической инфекции, эндокринных заболеваний, чрезмерных физических нагрузок, гиподинамии, оперативных вмешательств и наркоза; воздействия неблагоприятных или резко меняющихся метеоусловий, аллергии.