Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 4

·  Демонстрация выполнения люмбальной пункции, характера измениеия (или нормального)  внешних свойств ликвора, анализов ликворологических вариантов.  

·  Осмотр и разбор больных по теме занятия (обсуждение осмотренных больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установление топического диагноза)

·  Освоение студентами  методики  исследования менингеального синдрома, выполнения люмбальной пукции на тренажерах

·  Запись неврологического статуса в кураторских листах.

·  Опрос по осмотренным больным, обсуждение больных

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие (основные вопросы, трудности, принципы усвоения материала).

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, РАЗБИРАЕМЫЕ  НА ЗАНЯТИИ:

·  Анатомия спинного мозга (по длиннику и поперечнику). Понятие  «сегмент спинного мозга».

·  Отношения спинного мозга и позвоночника разных сегментарных уровнях

·  Синдромы поражения спинного мозга по длиннику (шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы) с разбором двигательных, тазовых и чувствительны  расстройств.

·  Восходящий и нисходящий тип проводниковых расстройств поверхностной чувствительности (закон эксцентричного расположения длинных проводников).

·  Синдром Броун - Секара.

·  Сирингомиелитический синдром

·  Экстра- и интрамедуллярные синдромы (варианты)

·  Синдром conus medullaris.

·  Синдром конского хвоста

·  Оболочки головного и спинного мозга. Межоболочечные пространства, особенности на церебральном и спинальном уровнях.

·  Ликвор. Ликвородинамика. Нормальный состав.

·  Менингеальные симптомы у взрослых и детей.

·  Субъективные и объективные признаки менингеального синдрома.

·  Понятие «ликворологический синдром»

·  Изменение состава ликвора при воспалительных, объемных и сосудистых заболеваниях. Белково-клеточная диссоциация.

·  Люмбальная пункция. Методика, противопоказания и показания к выполнению. Ликвородинамические пробы.

·  Методы обследования ликвора

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ОСВОЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ :

·  При исследовании двигательного и чувствительного статуса научиться компоновать синдромы поражения спинного мозга и локализовать их в соответствии с сегментом спинного мозга и сегментом позвоночного столба.

·  Уметь определять по уровню и типу чувствительных расстройств экстра- и интрамедуллярные процессы

·  Уметь определять и оценить менингеальные знаки, отличать их от симптомов корешкового натяжения

·  Освоить методику выполнения люмбальной пукции на тренажерах

·  Составить дифференциальную таблицу ликворологических нарушений в зависимости от характера заболевания

·  Уметь сделать запись в истории болезни по оценке менингеального синдрома

·  Уметь сделать запись по выделенным спинальным синдромам и топическому диагнозу

·  Владеть знаниями о современных возможностях исследования ликвора в лабораториях (клинический, биохимический, бактериологический, серологический, иммунологический анализы)

ХРОНОМЕТРАЖ ЗАНЯТИЯ:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 13.00 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 - 9.10.- вступительное слово

9.10- 9.30– демонстрация тематического больного (методика исследования менингеального синдрома),  разбор  

9.30 -10.00 решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсужденим)

10.00 -10.45– теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос

10.45– 11.00 перерыв

11.00 -  12.00 –  самостоятельный осмотр и разбор тематических «спинальных» больных, обсуждение и разбор («консилиум»)

12.00 - 12.15  – перерыв

12.15 -12.50 – освоение методики люмбальной пункции,  заполнение кураторских листов.

12. 50 – 13.00 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок.

Занятие проводится на клинической базе медфакультета НГУ – учебной комнате в неврологическом отделении ЦКБ СО РАН