Период «застоя». Эпоха Л.И.Брежнева

Страницы работы

Содержание работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя школа №6

Период «застоя».

Эпоха Л. И. Брежнева.

1964-1982 гг.

Ученицы 11 «А» класса

Кулагиной Анны

2009 г.


В годы Великой Отечественной войны Брежнев находился на политической работе в Красной Армии. С 1946 года – первый секретарь запорожского, днепропетровского обкома компартии Украины. В 1950-1952 гг. – первый секретарь ЦК компартии Молдавии. С 1953 года – замначальника главного политуправления Советской Армии и ВМФ. В 1954 – 1956 гг. – первый и второй секретарь ЦК компартии Казахстана. В 50 – 60-х гг. был секретарем ЦК КПСС, Совета обороны СССР, член ЦК КПСС с 1952 года, член Политбюро ЦК КПСС с 1957 года. В 1954 – 1966 гг. первый, в 1966 – 1982 гг. генеральный секретарь ЦК КПСС. В 60-70-х гг. – председатель Президиума Верховного Совета.

Внутренняя политика

После отставки Н.С. Хрущева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев.

Отставка Хрущева имела целый ряд крайне негативных последствий:  в это время свертываются многие прогрессивные начинания, в том числе критика культа личности Сталина и реабилитация жертв репрессий.

Брежневский период стал временем небывалого укрепления партаппарата: уже в самом начале его правления партократия получила такой контроль над всеми общественными процессами, что развитие тех или иных областей науки, культуры, экономики было непосредственно связано с идеологическими пристрастиями тех, кто занимал ключевые государственные посты.

Идеологической формулой этого времени стала концепция «развитого социализма». В соответствии с ней, существовавшей в 60 – 70 гг. социализм принято было считать зрелым по сравнению с предшествующими его этапами, и, тем более, по сравнению с предшествующими его этапами, и, тем более, по сравнению с продолжающим «загнивать» капитализмом.

Экономические реформы

Несостоятельность, необдуманность «хрущевских» реформ, давших кратковременный эффект, заставило новое руководство грамотнее подойти к экономическим преобразованиям.

В 1965 г. Совет министров во главе с А.Н. Косыгиным начал хозяйственную реформу, осуществить которую намеревались еще в годы Хрущева. Затрагивала она и промышленность, и сельское хозяйство. Вразрез с правилами директивной экономики, утверждалась идея саморегулирования промышленного хозяйства, основанная на следующих принципах:

·  материальной заинтересованности человека в результате своего труда;

·  малой зависимости производственных предприятий от директив, спускаемых сверху;

·  хозяйственной самостоятельности, хозрасчета, предоставлявших предприятиям возможность стать относительно самостоятельными субъектами экономической деятельности.

В сельском хозяйстве также был принят ряд мер. Правительство списало долги, имевшиеся у колхозов и совхозов, наметило пути его развития приблизительно на такой же самостоятельной, как и промышленные предприятия, основе с дополнительными финансовыми влияниями. За брежневский период сельское хозяйство получило до 383 млрд. рублей капиталовложений и научную поддержку, реализовавшуюся в различного рода программах по механизации, мелиоризации и химизации. По сути дела, аграрное производство было направлено в сторону интенсификации.

Однако реформа не получила полноценного развития. В программу преобразований постоянно вносились корректировки и дополнения, не учитывавшие ограниченности материальных ресурсов страны. Кроме того, чиновники, стремясь извлечь из этого личную выгоду, завышали конечные показатели, которых необходимо было достичь в результате реформ. К тому же, директивная экономика заблокировала все пути для успешного осуществления реформы, сужая материальный стимул, хозяйственную самостоятельность, как в промышленности, так и в аграрном секторе экономики.

В начале 60-х годов советская экономика неоднократно оказывалась перед угрозой снижения темпов ее роста до нуля. Недостаток самых необходимых товаров привел к появлению «теневой» экономики.

В 1966 – 1970 гг., пройдя полосу стабильного развития, народное хозяйство стало скатываться к кризису. Показатели эффективности экономического развития угрожающе поползли вниз. Остановить их спад не могли даже наукоемкие технологии: спад какого-нибудь производства неизбежно приводил к спаду и в отраслях, связанных с ним. Попытки исправить положение при помощи экспорта нефти и газа в зарубежные страны провалились. Получаемые прибыли, а это сотни миллиардов «нефтедолларов», нерационально тратились государством, по существу, проедались. В начала 70-х гг. мировой энергетический кризис подтолкнул Запад к развитию на наукоемких технологий и снизил по этой причине спрос на советское топливо. Непрекращающиеся попытки остановить развитие кризиса были безуспешными. Обессилило сельское хозяйство. Потери здесь составляли 40% ежегодно. СССР, имея колоссальный земельный потенциал, стал импортировать пшеницу.

Экономические неудачи повлекли за собой значительное снижение уровня жизни. Жилищная программа была практически заморожена. Со времени Хрущева не менялось пенсионное законодательство. Только 4% от национального дохода тратилось зравоохранение. В многих регионах СССР были введены продовольственные талоны.

Внешняя политика

Похожие материалы

Информация о работе