Тяжелый танк КВ-1. История создания. Тактико-технические характеристики советских тяжелых танков конца 1930-х годов

Страницы работы

Содержание работы

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ-1

Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней - боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.

История создания тяжелого танка КВ-1

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).

Танк СМК

Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК c февраля 1939 г. Ленинградский Кировский завод приступил к проектированию однобашенного танка прорыва, получившего наименование КВ в честь наркома обороны К.Е. Ворошилова. Ведущим конструктором танка назначили инженера Н.Л. Духова. Технический проект машины был подготовлен в течение месяца. В соответствии с проектом на танк установили новый дизель В-2 мощностью 500 л.с., разработанный в Харькове. По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как "танк с малой башней" (существовал ещё "танк с большой башней" - КВ-2).

К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место - ненадёжная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней. Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Аармия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком. Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружён двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулемётом ДТ. Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.

Тактико-технические характеристики  советских тяжелых танков конца 1930-х гг.

·  Т-35

·  СМК

·  Т-100

·  КВ

Т-35

ТТХ/Марка танка

вып. 1939

Боевой вес, кг

54250

Экипаж, чел.

11

Размер, мм

Длина общая

9740

Ширина

3200

Высота

3440

Клиренс

530

Ширина трака

525

Вооружение

Пушек, шт. х кал.

1х 76,2-мм КТ

2х 45-мм 20К

Снарядов, шт.

76,2-мм - 96

45-мм - 226

Пулеметов, шт. х кал.

6х7.62-мм

Тип пулемета

ДТ

Патронов, шт.

10080

Толщина брони, мм

Верт. корпуса

70-30-20

Гориз. корпуса

20-10

Башня

35-30

Двигатель

Тип

4т/12ц/к/ж

Марка

М-17Т

Мощность макс., л.с.

500

При частоте об/мин

1800

Передач КПП

4/1

Скорость макс., км/ч

30

Тип топлива

Бензин 1 с

Емк. бака, л

910

Запас хода, км

- шоссе

140

- проселок

100

Преодолеваемые препятствия

Уд.давление, кгс/см2

0.86

Подъем, град.

25

Спуск, град.

30

Крен, град.

15

Ров, мм

4400

Стенка, мм

1200

Брод, мм

1700

Похожие материалы

Информация о работе