Проектирование качающейся части артиллерийского орудия, страница 4

При этом накатник должен иметь  приемлемые габаритно - весовые показатели.

В нашем случае для 125-мм танковой пушки используется гидропневматичесий накатник, размещённый в казённике, крепящийся в нём снаружи фланцем, а хвостовиком соединённый с люлькой через её боковой прилив.

Накатник по устройству является трёхцилиндровым. Чертёж накатника см. в Приложениях

    1. Проектирование тормоза откатных частей

Помимо основной функции  – торможения в откате ОЧ, тормоз отката в современных орудиях  выполняет дополнительную функцию  – участвует в торможении отката за счёт выполненного заодно с ним тормоза наката.

Проектный расчёт тормоза  откатных частей при откате предполагает определение конструктивных параметров тормоза, в том числе конфигурации регулирующей детали (в нашем случае веретена и регулирующего очка), обеспечивающих приемлемые режимы отката.

В этой задаче по откату находятся  начальные приближения конструктивных параметров тормоза, обеспечивающих желаемый режим торможения при некоторых  фиксированных внешинх условиях (возмущающая нагрузка Pкн(t), расчётный угол возвышения ствола, температура рабочей жидкости и др.)

Проектный расчёт тормоза  при откате предполагает определение  конструктивных параметров тормоза, в  том числе  профиля регулирующей детали (профиля канавок), обеспечивающих приемлемые режимы наката. В обратной задаче наката находят начальные приближения конструктивных параметров тормоза, обеспечивающих желаемый режим торможения наката при некоторых фиксированных внешних условиях (расчётный угол возвышения ствола, температура рабочей жидкости и др.)

Используемый в нашем орудии тормоз откатных частей – веретено- канавочный с модератором- по конструктивному исполнению. Таких тормозов на пушке установлено 2 – на диагонали симметрично оси канала ствола орудия. Таким образом, распределение усилий на тормоза происходит равномерно и уменьшается в 2 раза.

Тепловой расчёт тормоза откатных частей

Являясь диссипативной силовой  связью откатных частей с люлькой, рассеивающей энергию движения откатных частей в  окружающую среду, тормоз  испытывает интенсивные тепловые нагрузки. Теплофизические и конструктивные характеристики тормоза должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить заданные наиболее напряжённые режимы стрельбы. Температура рабочей жидкости тормоза не должна повышаться сверх допустимых пределов  to?toдоп, обусловленных температурой её кипения (Стеол-М имеет допустимую температуру toдоп=90-120oС).

Тепловой расчёт включает в себя:

  1. Расчёт изменения температуры тормоза во времени при наиболее напряжённых режимах стрельбы с последующим обоснованием потребного объёма жидкости, обеспечивающего приемлемые температуры разогрева тормоза
  2. Расчёт конструктивных параметров компенсатора жидкости или свободного, не заполненного жидкостью объёма рабочей полости тормоза.

Расчёт компенсатора

Наряду с обеспечением допустимых температур при наиболее напряженных режимах стрельбы, конструкцией тормоза должна быть предусмотрена  компенсация тепловых деформаций рабочей  жидкости. Компенсация путём введения упруго- податливого звена (недолив  рабочей жидкости, применение пружинных  или пневматических компенсаторов) исключает чрезмерные повышения  статических давлений в полостях тормоза, вызывающих недокаты откатных частей.

  1. Комплектование качающейся части орудия

Выполнение этого раздела  сводится к в данной работе удовлетворению следующим пунктам:

    1. Проверка сочетания длины патрона с длиной отката орудия

Относительно небольшая  длина гильзы (частично сгорающей  при выстреле)  -290 мм даже при учёте  короткого хода/отката ствола (368 мм при максимальном откате) является приемлемой для проектируемого орудия. Извлечённая после выстрела гильза в ходе в накат ствольно -затворной группы попадает в уловитель гильз, крепящийся к ограждению пушки.