Теория познания. Проблема истины в познании. Эмпиризм и рационализм в познании, страница 2

3.в теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше сознание, разбирать, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным.

Эти ленинские выводы выражают сущность теории отражения диалектического материализма.

3.

В. И. Ленин предложил свою знаменитую формулу, которая показывает, как происходит познание человеком каких либо объектов. Диалектический путь познания: ”от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности”. Здесь выделяются две ступени познания: чувственное (эмпирическое) и рационалистическое (теоретическое). Еще в прошлые столетия многие мыслители пытались понять, что дает нам знания: чувства или разум. Те, кто отдавал предпочтение чувствам, примкнули к сенсуализму и эмпиризму. К ним можно отнести: Д. Локк (17 в.), Дидро, Гельвеций, Юм, Беркли. Те, кто источником знаний считал мышление, примкнул к рационалистам: Декарт, Кант, Гегель, современные неотонисты. Дидактический материализм решает эту проблему следующим образом: на начальном этапе познавательного процесса эмпирические факты мы получаем с помощью органов чувств. В дальнейшем процессе мышления происходит их рациональная обработка, анализ и синтез. Вырабатывается новое обобщенное знание, истинность которого проверяется на практике. Поэтому первая ступень познавательного процесса – чувственное познание. Оно происходит в трех формах: ощущение, восприятие, представление. Вторая ступень – рациональное мышление, оно тоже происходит в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Ощущение – это результат воздействия объекта на наши органы чувств. Ощущение дает нам поверхностное знание об отдельных сторонах предмета. Восприятие – это целостный наглядно-чувсвенный образ предмета. Представление – это обобщенный образ предмета, созданный на основе памяти. Понятие – это слово, в котором закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение – это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Суждения могут быть либо суждениями единичности,  суждениями особенности, либо суждениями всеобщности. Умозаключение – это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений. Умозаключение строится с помощью индукции, дедукции или традукции. При индуктивном способе мышления мысль движется от знания частного характера к знанию общего характера. Дедуктивное умозаключение – такое, когда мысль движется от знания определенной степени общности к знанию с меньшей степенью общности. Традуктивное умозаключение – это вывод, который следует из нескольких суждений и является такой же степени общности, что и посылки (например: A>B, B>C, следовательно A>C).

4.

Заключительный этап познавательного процесса по ленинской формуле – практика. Практика – это целенаправленная сознательная деятельность человека, ведущая в конечном итоге к преобразованию природы и общества. В.И.Ленин выделил три вида практики, имеющие место и в настоящее время: материально-производственная, общественно-политическая (социальная), научно-экспериментальная. В наши дни к ним можно добавить техническую, педагогическую, художественную. Практика играет огромную роль в жизни человечества. Она является источником и основой познания. Практика позволяет наиболее полно раскрыть объективную природу вещей и явлений. Практика заставляет вещи природы взаимодействовать и тем самым проявлять свои свойства и связи. Практика выступает основой познания также и потому, что уровень ее развития определяет и уровень развития технических средств и приборов, а от их применения в свою очередь зависят темпы  познания человеком окружающего мира, глубина отражения его свойств. Практика является критерием истинности знаний. Существует и логический способ проверки знаний: весь понятийный аппарат, которым при этом пользуются, в прошлом неоднократно подтверждался практикой.

Практика включает в себя три этапа:

1)осознание цели;

2)изготовление орудий;

3)их применение.

Практика как предметная материальная деятельность людей выполняет три функции:

1.является основой познания;

2.она – конечная цель познавательной деятельности;

3.она – критерий истинности знаний, получаемых человеком.

Последняя функция является основной функцией практики. Именно в практической деятельности человек проверяет, насколько верно его знание о мире отражает процессы и вещи окружающего нас мира.