Ответы на вопросы № 1-30 по дисциплине "Философия" (Познание как предмет философского анализа. Методы прогнозирования и типы социальных прогнозов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Уменьшение возможностей для творчества и свободы, усиление внешнего принуждения, напротив, создают предпосылки для принижения человека.

Возвышение человека субъективно выражается в наличии гражданской и политической сознательности, в гармонии материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, осознании объективной необходимости личной причастности к прогрессивным преобразованиям. Противоположное его состояние проявляется в защите интересов групп, объективно тормозящих прогресс общества, в приоритете эгоистических, корпоративных и националистических устремлений, в причастности к консервативным явлениям, в приверженности к догматическим идеям, в антигуманистических и антидемократических позициях.

В целом сталкиваются тенденции деструктивной роли консервативных элементов человеческого фактора, тормозящих общественный прогресс, и позитивно-творческой роли человека как двигателя прогресса. В ходе утверждения второй тенденции в человеке преодолеваются безликость, психология придатка машины, государственного аппарата, Набирают силу в нем чувство гражданской ответственности, полновластного хозяина жизни, властелина могучей техники, богатство культуры и широта кругозора, готовность и способность участвовать в соревновании умов и талантов в интересах прогресса общества и расцвета каждого индивида.

Выдающимся личностям принадлежит роль новаторов, зачинателей и в значительной мере организаторов движения. Эти , личности  не могут изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но на форму движения истории как выразители потребностей и задач своей эпохи, как отмечал Г. В. Плеханов, в некотором роде оказывают влияние.

Диалектико-материалистическая философия признает значение авторитетной личности и одновременно отвергает культ личности. Авторитет необходим в любой сфере деятельности - экономической, политической, научной, организаторской и т. п. Во внутренней жизни государств усложняются задачи в связи с необходимостью комплексного подхода к проблемам, учета многовариантности, плюрализма (экономического, социального, политического и духовного). Возрастает значение международного фактора по мере усиления интеграционных процессов в мире при одновременном сохранении специфики и уникальности стран, народов и общественных систем. Все это, а также возрастающая динамика жизни при цейтноте времени вызывают повышение ответственности в принятии решений авторитетными деятелями.

Гуманизация и демократизация общественных процессов, рост культуры населения объективно снижают возможность для возрождения психологии "вождизма" и появления новых культов и культиков.

14.  КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Слово "культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова "культура" - поклонение, почитание.

Первое значение термина "культура" несет в себе представление о том, что культура всегда имеет дело с живым. Второе -предполагает деятельное развитие культурного начала. Третье -напоминает о первообразе культуры: архаически

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
604 Kb
Скачали:
0