Изучение вопросов магнито-абразивного полирования сложнопрофильных поверхностей (Исследовательский раздел дипломного проекта), страница 3

По ГОСТ 3675-56 кинематической погрешностью называют наибольшую погрешность углового поворота червячного колеса в пределах одного оборота. Циклическая погрешность является составляющей кинематической погрешности, она периодически повторяется за один оборот червячного колеса. Кинематическая погрешность является следствием неточности элементов червяка и червячного колеса, а циклическая – только неточности элементов червяка. Оба эти вида погрешностей, наряду с ошибками взаимного положения червяка и червячного колеса, служат причиной «действующей погрешности» , выражающейся в пульсации окружной скорости червячного колеса. При этом могут возникать динамические нагрузки, сопоставимые с полезной. Чтобы свести действующую погрешность до минимума, а она, в отличие от пятна контакта, со временем не смягчается, необходимо соблюдать точность профиля и постоянство параметров червяка, чего на данном этапе технического развития можно добиться на операциях финишной обработки.

3.4 Основные существующие и прогрессивные методы финишной обработки сложнопрофильных поверхностей

Традиционные методы шлифования.

1.  Обработка плоской стороной шлифовального круга, также дисковым шлифовальным кругом с заправленными на конус сторонами и чашечным конусным кругом подобно шлифованию зубьев эвольвентного зубчатого колеса. Этот метод применим только к эвольвентным червякам .

2.  Шлифование специально профилированным по кривой шлифовальным кругом. Применим для шлифования всех видов червяков. Основные недостатки: низкая точность, сложность изготовления круга, низкая его стойкость и необходимость периодической правки правящим инструментом.

3.  Метод, основанный на использовании эластичной связки или свободного (незакрепленного) абразива. Применение ограничено из-за невозможности обеспечить равномерное удаление строго контролируемого слоя металла со всей обрабатываемой поверхности.

4.  Способ ручного полирования. Выполняется вручную с помощью абразивных паст, инструмента на гибкой связке и др. этот метод очень трудоемок, малопроизводителен, а качество обработанной поверхности зависит от субъективных данных исполнителя. К тому же при данном методе невозможно использовать стабильные режимы обработки: скорость резания, подачи, давление на обрабатываемую поверхность, глубину резания и др.

Прогрессивный метод финишной обработки – магнито-абразивное полирование.

Для финишной обработки изделий со сложным профилем традиционные методы с использованием жесткого абразивного инструмента нецелесообразны, особенно в мелкосерийном производстве, т.к. они требуют применения фасонных шлифовальных кругов, процесс восстановления профиля которых очень трудоемок. Использовать эластичную связку или свободный абразив во многих случаях невозможно, т.к. в этом случае происходит неконтролируемый, неравномерный съем металла со всей поверхности вращения с криволинейной образующей.

Основываясь на работах Шулева Г.С., Барона Ю.М., Хомича Н.С., Ящерицына П.И., Коновалова Е.Г., Чачина В.Н., Минина Л.К., Кравченко Л.Н., Скворчевского Н.Я., Косуро Ю.С., Забавского М.Т., Кожуро Л.М., Акуловича Л.М. был разработан метод финишной магнито-абразивной обработки, основанный на энергии магнитного поля в качестве связки магнитно-абразивного порошка.

Сущность магнито-абразивной обработки винтовых поверхностей заключается в следующем. Червяк или винт вводится в зацепление с наконечниками. В зазор между ними подается ферромагнитный абразивный порошок, обладающий магнитными и абразивными свойствами. Механическим приводом винту сообщается вращательное движение. Под воздействием магнитного поля плотность порошка увеличивается. Винтовая поверхность при этом контактирует только с зернами порошка, которые под воздействием магнитного поля приобретают форму зуба колеса. Функцию упругой связки выполняет энергия постоянного магнитного поля. Степень упругости связки можно регулировать изменением напряженности магнитного поля, что дает возможность контролировать съём металла и шероховатость обработанной поверхности согласно литературе[13]. Момент сопротивления червячному колесу придается при помощи динамометрического устройства.