История художественных отливок

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Введение

Семи, наиболее прославленным достопримечательностям древних культур человека, присвоено наименование чудес света. Два из этих легендарных чудес являются отливками. Это Колосс Родосский работы Хароса из Линдоса /бронза, 292 - 280 год до нашей эры/ (рис.1) и статуя Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии работы Фидия /золото, 430 год до нашей эры/ (рис.2).

Труд литейщика, изготавливающего уникальную отливку, по своему характеру труд творческий. Особенно это относится к отливкам, отличающимся какими-либо особыми свойствами, размерами или виртуозностью техники их литья. Таким отливкам присваивается титул “царь”.

Всем хорошо известен знаменитый царь-колокол Московского Кремля, крупнейший из колоколов, когда-либо существовавших в мире, отлитый в 1655 году из бронзы и массой 200 тонн (рис.3). Самая большая пушка в мире - царь-пушка, отлита в 1586 году, весит 40 тонн, ее калибр 890 мм.

Геродот в главе 81 четвертой книги пишет, что один из царей Скифии решил определить сколько скифов живет на свете и приказал каждому из них принести по одному бронзовому наконечнику стрелы. По свидетельству соседей, как указывает Геродот, из этих стрел был отлит огромный котел. Диаметр скифского царь-котла составлял 2.5 метра, а высота около трех метров, масса котла превышала 10 тонн. Котел был украшен характерным орнаментом, литыми фигурками животных и являлся не только предметом домашней утвари, но и литым художественным произведением.

Древнейшей отливкой, удостоенной титула “царь” по мнению А.М.Петриченко, является 100-тонная чугунная отливка царь-льва (рис.4). Царь-лев отлит в 954 году, его высота 5.5 метров, длина более 5 метров /Китай/. Между ног этой фигуры свободно проезжает телега с лошадью. Отливка пустотелая, покоится она на плите, в настоящее время глубоко осевшая в грунт [42].

Самой крупной отливкой - царь-отливкой, является литой шабот молота массой более 650 тонн, изготовленный в 1873 году в Перми. Для размещения литой формы потребовался кессон глубиной 40 метров. Вокруг было размещено 20 крупных вагранок. Заливка длилась 3 часа, остывание металла - более 4 месяцев.

Первыми металлами, с которыми познакомился человек, были самородные медь и золото. Этому способствовало то, что самородные металлы легко добывались в виде самородков и россыпях, имели невысокую, чуть выше 1000 градусов, температуру плавления и принимали необходимую форму методом холодной деформации и литья. Первыми отливками были ювелирные изделия из золота в виде различных украшений и предметов религиозного культа. Таким образом, можно утверждать, что литейное производство началось с художественного литья.

У разных народов рождение художественного литья приходилось на разные времена; у многих оно было самобытным, другие же заимствовали опыт других народов. Мнение специалистов-историков и археологов о начале производства литых изделий различно. А.М.Петриченко [42] считает, что впервые фасонное литье появилось в IV - III тысячелетиях до нашей эры одновременно и независимо в Египте, Двуречье, Индии, на территориях СНГ и других местах. В источниках [11, 31] указывается на данные археологических исследований, из которых явствует, что в Египте производство художественных отливок из золота началось 12 тысяч лет до нашей эры. Изделия из золота, относящиеся к IV тысячелетию до нашей эры найдены в Южной Месопотамии, в долине Нила, в Малой и Средней Азии. На Алтае золото добывали и перерабатывали 4.5 тысяч лет до нашей эры. Кавказским народам золотые изделия были известны за 3 тысячи лет до нашей эры.

О высоком мастерстве и художественном вкусе тогдашних мастеров Шумера свидетельствует изображение литой головы быка из золота

Похожие материалы

Информация о работе