Идеи В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена на проблемы эволюции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

несравнимы с геологическими силами, человек ощущал себя частью природы. Вернадский выдвигает теоретическое положение о том, что человечество в своей эволюции приобретает всё большую жизненную независимость от окружающей среды и прежде всего от других форм жизни. С одной стороны, человечество не может развиваться автономно или изолированно. С другой, с течением времени зависимость человека от косного вещества всё больше ослабляется. «Но, в последние века человеческое общество особенно выделяется по своему влиянию на среду, окружающее живое вещество… оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру  самих основ биосферы. Оно становиться все более независимо от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению». [6, 228]. Вернадский назвал этот процесс автотрофностью человечества. Оценивая автотрофность, Вернадский писал: «последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны... на земной коре появилось бы в первый раз в геологической истории земного шара автотрофное животное -– автотрофное позвоночное. Человеческий разум не только создавал бы новое социальное достижение, но ввёл бы в механизм биосферы новое большое геологическое явление» [6, 242].

Процесс автотрофности человечества вызывает ряд противоречий, связанных с опасностью необратимости вмешательства человека в биосферу, нарастанием технократизма, с ответственностью человечества за общую эволюцию планеты и её сохранения. Особенно опасным становится незнание законов природы. Современное техногенное влияние на природу живого вещества, биосферу, природу самого человека таково, что их изменения совершаются быстрее, чем скорость научного познания их действительной природы. Речь будет идти о возвращении человека в лоно природы, о восстановлении   той гармонии с биосферой, без которой человечество лишено будущего. Эту гармонию называют коэволюцией человека и природы. Биосфера – сложная нелинейная система, развивающаяся в силу законов самоорганизации. При этом она крайне неустойчива. В результате компьютерного анализа, проведённого в 80-х годах была осознана правомерность формулировок некоторых правдоподобных гипотез. Во-первых, биосфера может существовать в окрестности разных аттракторов (каналов эволюции). Во-вторых, одним из важнейших направлений исследований должно стать установление границ этих аттракторов. То есть, человечество должно научиться исследовать границы допустимых антропогенных воздействий на окружающую среду, сохраняющих биосферу в рамках существующего канала эволюции. [13, 28]. Таким образом, коэволюция общества и природы – такое  их совместное развитие, при котором деятельность человечества вписывается в естественный круговорот вещества. Она немыслима без вмешательства коллективного разума и его коллективной воли. Человечество постепенно обретает необходимые  знания о том, что оно подходит к роковой черте, которую не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах. 

Идея Вернадского  находит отражение и развитие в философской литературе. Ноосфера связывается с изменением шкалы ценности отдельных людей, что позволяет реализовать условия коэволюции. Выдвигается идея «этосферы». Этосфера – это такая, более высокая, стадия развития биосферы земли, на которой этические принципы и, в частности,  важнейший из них – «принцип благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) [Цит. по 16,100] становятся основными регуляторами всех важных отношений людей друг с другом, с одной стороны, и человека, а вместе с ним и всего человечества, - со всей живой природой. Как и в случае с самим феноменом жизни, феноменом человеческой мысли, рассматриваемым Вернадским не только в качестве феномена природного, этика, также зарождалась как феномен общественный, социальный, на высших стадиях своего развития вдруг также оказывается феноменом природным. Объединение проблем становления и эволюции ноосферы и эпохи супериндустриального общества  с основополагающими концепциями культуры и техники

Похожие материалы

Информация о работе