Наука. Методы научного познания. Научные методы получения знаний: эмпирические и теоретические

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Синтез и анализ могут быть практическими и теоретическими. Наряду с этими приемами используются абстрагирование и обобщение. Абстрагирование – это такой прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследуемых свойств. Например: гора Эверест – величайшая вершина мира. Абстрагирование тесно связано с обобщением. Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие признаки и свойства предмета. Обобщение осуществляется как переход от менее общего суждения к более общему. Например: возьмем понятия “клен”, “липа”, “береза”. Осуществляем обобщение – “лиственное дерево”. На определенных ступенях познания существует предел такому расширению понятий, заканчивающий выработку предельно широких понятий, то есть философских категорий. В процессе исследования часто приходится делать заключение о неизвестном, опираясь на уже имеющиеся знания, при этом используются дедукция и индукция. Дедукция – это такой способ суждения, в котором общий вывод строится на основе частичных посылок. При дедукции из общих посылок следует заключение частного характера. Аналогия – это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в общих признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Например: при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция, которые ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого свойства Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. В научном познании часто используют такой прием как моделирование – изучение объекта, путем создания и исследования его копии, которая замещает изучаемый предмет с интересующей стороны. Модель всегда должна соответствовать объекту оригинала в тех свойствах, которые нужно изучить. Модели могут быть материальные и идеальные. Материальные модели подчиняются естественным законам, а идеальные – законам мышления.

3.

Некоторые части методов научного познания используются только в научных исследованиях. С их помощью строится эмпирическое и теоретическое знания. Общим из наиболее важных методов эмпирического познания является метод наблюдения. Научное наблюдение – это целенаправленное восприятие объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение включает в себя объект наблюдения, средство наблюдения и самого наблюдателя. В современной науке используется 4 вида наблюдения:

1)прямое; 2)косвенное; 3)непосредственное; 4)опосредованное.

В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта. При косвенном наблюдении изучается не сам объект, а следствия, которые он вызывает. Непосредственным наблюдением называется такое наблюдение, какое осуществляется без использования каких-либо вспомогательных средств, а непосредственно органами чувств человека. Опосредованное наблюдение осуществляется с помощью приборов и других технических средств. Изучая природу, человек не только пассивно созерцает ее, но и активно вмешивается в ход ее процессов и явлений. В своей практике человек часто создает из природных элементов искусственные системы, ранее не существовавшие в природе. Изучая их, человек глубже проникает в тайны природы.

Практическая познавательная деятельность человека является основой эксперимента. Преимущество эксперимента перед наблюдением состоит в следующем: в ходе эксперимента исследователь создает специальные условия, контролирует

Похожие материалы

Информация о работе