Оценки качества информационных систем

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

14. Оценки качества Информационных Систем

Оценке качества человеко-машинных (социотехнических) информационно-управляющих систем (ИУС) в последнее время уделяется огромное внимание. Однако в настоящее время не существует общепринятого определения качества изделий, продукций и информационно-управляющих систем, как высшей формы производственной продукции, вместе взятых. Качество изделий, продукции и ИУС  принято рассматривать в отдельности. В этой связи, существует множество теорий оценки и управления качества изделий и продукции. Вместе с тем, оценка качества социотехнических систем в отличие от оценки качества отдельных видов изделий и продукции очень затруднена и может производиться, в основном, тремя способами.

При первом способе оценки качества ИУС оценивают по классической схеме определения качества промышленных изделий - квалиметрии. При этом качество ИС определяют по совокупности критериев качеств, которые выбирают интуитивно. Обычно за критерии качества берут некоторые свойства исследуемых систем. Главной трудностью этого способа является оценка качества трудового (человеческого) ресурса ИУС.

При втором способе оценки качества ИУС рассматривают с позиций достижения степени (уровня) реализации функций (основных внешних свойств информационно – управляющей системы). При этом функции ИУС всегда известны заранее и составляют суть концепции системы. Этот способ, подробно рассматривается теорией эффективности. Здесь качество заменяют эффективностью ИУС. Иногда сюда же добавляют надежность аппаратной части ИУС и рассматривают это как теорию надежности и эффективности ИУС.

Часто оценка качества ИУС рассматривается с позиций живучести систем. При этом рассматриваются надежность технических средств и человеческий фактор или «адекватность поведения человека в критических ситуациях». Это определяет суть третьего подхода.

Все сказанное выше можно отобразить графически (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Способы оценки качества ИУС

Вместе с тем, качество человеко-машинных информационно-управляющих систем всегда зависит от качества своих компонентов. Следовательно, оценка качества ИУС может рассматриваться как совокупность качеств ее компонентов. При этом выделяют качества следующих наиболее важных компонентов ИУС:

1.  качество аппаратных средств;

2.  качество программных компонентов;

3.  качество коммуникационных компонентов;

4.  качество эксплуатации систем;

5.  качество обслуживания систем.

Рассмотрим качество этих компонентов подробней.

Качество аппаратных средств ИУС принято рассматривать совокупностью параметров надежности аппаратных средств системы. Такой прием может достаточно полно характеризовать качество объекта наблюдения с позиций системотехники. В системотехнике надежность систем определяется, как способность технической системы выполнять свои функции в течение заданного времени при определенных условиях. Количественно она определяется как комплексный показатель количественных показателей таких свойств систем как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Качество программных компонентов (клиентских и системных программ) определяется такими интегративными свойствами как:

·  надежность;

·  живучесть;

·  востребованность.

Это комплексные свойства, состоящие из индивидуальных свойств отношений и отражений, составляющих суть клиентских и системных программ.

Надежность программных компонентов определяются такими параметрами как:

·  бездефектность – отсутствием дефектов;

·  долговременность - длительностью работы без проявления дефектов;

·  восстанавливаемость – способностью устранения дефектов;

·  сохраняемость – продолжительностью жизни программы.

Свойства надежности программ интуитивно понятны и не требуют подробных разъяснений.

Живучесть программных компонентов определяются такими свойствами как:

·  полнота – в программе есть все, что нужно;

·  избыточность – в программе нет ничего лишнего;

·  согласованность – программа и ее части соответствуют реализованному алгоритму.

Рассмотрим конкретные виды свойства живучести клиентской программы более подробно.

Полнота. Полнота реализации означает, что всем значимым компонентам прикладной программы сопоставлены фрагменты, реализующие их код. Однако с точки зрения пользователя лучше «видна» полнота функционирования, которая в частности, включает полноту доступа к этим фрагментам. Полнота функционирования сопряжена с отслеживанием ошибочных и маловероятных значений входов, их последовательностей, нештатных, аварийных состояний окружающей среды, а также возможных вариаций ее состояния. Можно анализировать полноту диагностики нештатных состояний самой программы (ее выходов) и возможность восстановления штатного состояния.

Избыточность. В простейшем случае избыточность означает наличие фрагмента, удаление которого не приведет к потере полноты программы. Часто это реликт – результат некорректной последней редакции. В то же время, возможны ситуации, когда избыточность – это средство повышения надежности программы. Избыточность для имен – наличие частей программы, следующих из контекста, для комментариев – фактическое дублирование на естественном языке кода.

Согласованность. Свойство согласованности охватывает весьма разнообразные параметры, поэтому для обозначения их общности приведем их формальную классификацию. В частности:

Единообразие. Подобные сущности должны быть отображены подобным образом;

Разнообразие. Различные сущности должны быть представлены различным образом;

Последовательность. Отображение должно сохранять упорядоченность сущностей.

Из всех свойств согласованности легче всего формулируется единообразие. Сюда относят следующие правила: декомпозиции, функционирования, наименования, комментирования, расположения и т.д. Они должны быть едины для всей программы.

Востребованность программ характеризуется такими свойствами как:

·  стоимость - коммерческой ценой программы;

·  тяжесть дефекта – последствия сбоев в работе программы;

·  функциональность – совокупность потребительских свойств программы.

Свойства востребованности программ также интуитивны и не требуют особого разъяснения.

Качество коммуникационных компонентов характеризуются качеством различимости сообщений, качеством понятия идеи или целеполаганием сообщения и качеством выполнения (реализацией) идеи или решения.

Качество эксплуатации систем определяется, в основном, качеством подготовки или компетенцией эксплуатационного персонала систем.

Качество обслуживания систем, в первую очередь, зависит от стратегии технического обслуживания и ремонтов восстанавливаемого оборудования ИУС. Детальное рассмотрение двух последних компонентов систем выходит за рамки данного раздела и потому подробно не рассматривается.

Все сказанное о компонентном обеспечении качества ИУС представлено в форме блок-схемы на рис. 14.2.

Рис.14.2. Компоненты качества ИУС

Похожие материалы

Информация о работе