Методы оценки физического развития и биологической зрелости детей и подростков

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Наконец, нарушения физического развития нередко ограничивают профессиональную пригодность подростка. Поэтому врач должен уметь оценивать физическое развитие подростков также в связи  с решением вопросов врачебной профессиональной  консультации.

Таким образом, правильная оценка физического развития имеет диагностическую ценность, позволяет выявить  экзо- и эндогенные факторы риска для здоровья, сделать прогноз социальной дееспособности детей и подростков.

Практическая работа.

1.  Изучить методики антропометрических исследований (правила измерения длины тела, массы, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы рук, соматоскопические признаки).

2.  Определить паспортный возраст ребенка.

Оценке физического развития предшествует определение точного паспортного возраста ребенка. Для этого из даты обследования вычитают дату рождения ребенка.

Пример. Ребенок родился 17 января 1992 г., обследование проводилось 20 мая 1999 г.

20.05.1999 г.

17.01.1992 г.

---------------3 дня 4 месяца 7 лет

Следовательно, ребенок по возрастной группировке относится к семилетним.

Детей и подростков от 7 до 18 лет группируют по возрасту с интервалом 1 год.

К семилетним относятся дети от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней.

К восьмилетним- от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т.д.

3.  Оценить физическое развитие ребенка различными методами:

а) Методом сигмальных отклонений по трем основным признакам (рост, масса тела, окружность грудной клетки). Определяют уровень физического развития и пропорциональность  развития (сложения).

Сущность метода заключается в том, что показатели  физического развития индивидуума (рост, масса, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, и  др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков (М) для  соответствующей возрастно-половой группы,  взятыми из таблицы стандартов. В результате сравнения полученных данных по каждому  признаку со средней  арифметической (М) стандарта находят разность (со знаком + или -)  между абсолютной величиной  признака  и средней арифметической (М) этого признака.   Найденную разницу делят на величину  σ -среднее  квадратное отклонение данного признака, получая так называемое сигмальное  отклонение. Таким путем устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм показатель индивидуума  отличается от средней арифметической взвешенной этого признака данной возрастной группы.

В зависимости от величины сигмальных  отклонений оценку проводят  по пяти уровням физического развития.

Средний уровень- отклонения от средней (М) лежат в пределах М ±σ;

Выше среднего- от М +1σ   до   М + 2 σ;

Высокий – от М + 2σ  и более.

Ниже среднего – от М – 1σ  до  М – 2σ.

Низкий – от М – 2σ и ниже.

Кроме уровня физического развития определяют пропорциональность развития.

Пропорциональным считается физическое  развитие, при котором сигмальные  отклонения для роста, массы тела и окружности грудной клетки находятся в одном уровне сигмальных отклонений  (±1σ), непропорциональным – если в разных.

Пример. Мальчик 7 лет имеет рост 127,0 см, массу 31,0 кг, окружность грудной клетки  62,5 см.

Для определения уровня физического развития мальчика по таблице стандартов (см. табл. 1) находят среднее арифметические  взвешенные и средние квадратичные отклонения роста, массы, окружности грудной клетки

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
299 Kb
Скачали:
0