Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков. Гигиенические принципы обучения и воспитания детей и подростков

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

углубленным программам, должна быть организована в первую смену.

5. Расписание занятий должно учитывать типичную динамику (дневную и недельную) умственной работоспособности учащихся. Максимальная продолжительность урока установлена в 45 минут. В первых классах рекомендуется 35 минутный урок. Постепенно, в процессе учебной работы в школе у учащихся появляются признаки утомления, которые бывают наиболее выражены на последних уроках. У школьников младших классов утомление оказывается уже значительно выраженным к третьему, четвертому урокам, а у средних и старших – к пятому, шестому. Наиболее высокая работоспособность отмечается   у учащихся младших классов, особенно на первых, вторых уроках, а у средних и старших классов – на вторых и третьих уроках. Именно эти уроки следует отводить для наиболее трудных предметов, требующих наибольшего внимания. В эти часы целесообразнее проводить контрольные работы. Нельзя проводить контрольные работы на последних уроках, так как учащиеся утомлены и внимание их рассеяно, что значительно снижает качество работы. Работоспособность изменяется не только в течение учебного дня, но и в течение учебной недели. Некоторое ее снижение отмечается в понедельник, затем работоспособность нарастает (вторник и среда), после чего начинает спадать. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется один подъем – в среду или в четверг или два – в среду и пятницу.

Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физической культуры. После этих уроков работоспособность учащихся повышается, поэтому правильнее этим предметам отдавать третьи часы занятий в 1-4 классах и третьи-четвертые в 5-8 классах восьмилетней школы. Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.

С учетом этого необходимо строить так расписание занятий в течение недели, чтобы трудовые предметы были предусмотрены в дни наиболее высокой работоспособности. Для гигиенической оценки школьного расписания используют шкалу трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

Шкала трудности предметов для младших классов (Агарков В.И., 1986г.)

Предмет

Балл

Математика

8

Русский (национальный) язык

7

Природоведение

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 класс)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Шкала трудности предметов для старших школьников (Сивков И.Г., 1975 г.)

Предмет

Балл

Математика, русский язык

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

6

Физическая культура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение

1

6. Нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий, так как исследованиями установлено, что возбуждение клеток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей сменяется последующим торможением, поэтому сдваивание уроков с одним и тем же видом занятий приводит к понижению работоспособности на последующих уроках. В 5-9-х классах сдвоенными разрешено предусматривать уроки

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
197 Kb
Скачали:
0