Гигиенические аспекты адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе. Проблема социальной дезадаптации детей и подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

Обсуждена на заседании кафедры протокол №     от «        »              2007г.

ЛЕКЦИЯ № 4

по гигиене детей и подростков

ТЕМА: «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Гомель 2007
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1.  Усвоить определение понятия адаптации и ее общих механизмов.

2.  Разобрать основные механизмы адаптационного процесса, определение степени тяжести и факторов, их определяющих.

3.  Ознакомить с физиологическими изменениями в организме детей, возникающими в период адаптации их к детскому дошкольному учреждению.

4.  Изложить методы, определяющие функциональную готовность ребенка к школьному обучению

5.  Дать определение понятия социальной адаптации, разобрать признаки социальной дезадаптации и мероприятия по ее профилактике.

6.  Сформировать у студентов знания о медицинском обеспечении подготовки детей к детскому дошкольному учреждению и школе 

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Гигиена детей и подростков: Учебник. / Кучма В.Р. – М.: Медицина, 2003. – 384 с.: ил.

2.  Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей/ Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева, М., «Медицина», 1986, 488с.

3.  Санитарные правила и нормы организации обучения детей 6-летнего возраста №12-79-98 РБ, 23.07.1998г.

4.  Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов./ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1990, 319с.

5.  Сердюковская Г.Н. Медико-психологические аспекты средовой дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики // Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики: Сборник научных трудов. М.: 1993. С. 3-11.

МАТЕРИАЛНЬОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ:

Слайды мультимедийной презентации

ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ:

1.  Введение – 3 мин

2.  Понятие адаптации, ее общих механизмов и адаптивных реакций как основы естественной профилактики болезней. Степени тяжести адаптации. Факторы их определяющие. Социальная адаптация как медико-биологическая проблема.

3.  Функциональные сдвиги в организме детей раннего возраста в период адаптации к детскому дошкольному учреждению и пути их нормализации. Особенности адаптации при переходе из яслей в детский сад. Медицинское обеспечение подготовки детей в детские дошкольные учреждения. Организация жизни детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

4.  Определение риска неблагоприятного течения адаптации к школе. Подготовка ребенка к поступлению в школу. Оценка функциональной готовности ребенка к обучению в школе. Профилактика социальной дезадаптации учащихся.


I. ВВЕДЕНИЕ

Распределение детей и подростков на группы здоровья  с медицинских позиций позволяет планировать организацию медико-профилактической помощи, в то же время педагогу крайне важна характеристика здоровья  ребенка, с социальных позиций, которая отражает возможности индивидуума осуществлять основные присущие ему социальные функции. Вместе с тем характеристика состояния здоровья коллектива с помощью указанных групп здоровья не может полностью удовлетворить гигиенистов, так как отнесение каждого индивида к той или иной группе характеризует его главным образом с позиций чисто врачебных, а не социальных.

Поэтому была разработана группировка популяции (С.М. Громбах, 1981), которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществлению им основных присущих ему социальных (общественно-трудовых и семейно-бытовых) функций.

Согласно этой классификации популяция делится на пять групп, каждую

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
124 Kb
Скачали:
0