Деловая беседа как основная форма делового общения. Психологическая сущность вопросов собеседников. Техника и тактика аргументирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПСИХОЛОГИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

2007 год

Предисловие

Причины снижения эффективности инструктажей — их многолетнее использование, многократное нетворческое повторение одних и тех же форм и видов работы на занятиях, недопонимание их профилактической роли, несерьезное отношение к их подготовке и проведению. И, как следствие, — привыкание, утрата смысла данной работы.

В статье психолога Н.Б. Коваленко «Из опыта проведения инструктажа персонала на предприятии электросетей» была предпринята попытка, на примере Глазовских электрических сетей ОАО «Удмуртэнерго», проанализировать сложившееся положение и найти более эффективные способы проведения инструктажей с персоналом. В своей статье автор предлагает для повышения их эффективности использовать элементарные приемы, учитывая психологию работников.

Мы полностью согласны с автором статьи — деятельность по повышению эффективности инструктажей должна включить в себя два этапа:

Работа психолога с руководителями бригад, направленная на повышение их собственной мотивации, интереса, желания готовить и проводить занятия качественно и нестандартно, а конкретно - на пробуждение чувства ответственности за жизнь и здоровье своих подопечных, обучение методикам эффективной работы с персоналом, развитие речевых и коммуникативных способностей.

Непосредственная работа мастеров с подчиненными с применением психологических рекомендаций.

Учитывая опыт коллеги, специфику работы атомной станции, а также применив свои знания и опыт, было разработано учебное пособие «Психологические особенности проведения инструктажа», предназначенное для мастеров и специалистов в качестве опорного материала для приобретения психолого-педагогических навыков проведения инструктажей. Оно включает разделы: «Формы, методы и типы инструктажей», «Вербальные и невербальные компоненты общения», «Психофизиологические резервы человека при приеме информации», «Приемы эмоционального воздействия на слушателей» и «Некоторые способы непринужденного убеждения». Кроме того, дан конкретный пример проведения инструктажа по технике безопасности при эксплуатации электроустановок для персонала линии электропередачи.

За два с половиной года обучено около 300 человек — мастера, инженеры, начальники смен, начальники участков цехов (химического, электрического, централизованного ремонта, тепловой автоматики и измерений), отдела охраны труда и др. Кандидат психологических наук А.А. Широкова проводит занятия с применением новой формы обучения - тренинг-семинар, с применением видеосъемки и обратной связью. Занятия пользуются неизменным успехом, слушатели высоко оценивают как актуальность темы, так и мастерство преподавателя.

Не секрет, что управление коллективом - это равные доли эмоционального и интуитивного, логического и фактического. Трудно эффективно управлять, не зная объекта управления и законов взаимодействия между людьми. Чем разнообразнее «палитра управленческих красок» руководителя, чем шире арсенал способов воздействия на подчиненных, тем больше гарантий успеха в деятельности. Но широта эта не приходит сама, ее нужно формировать, тренировать. С этой целью в 2005 г. были проведены 3-дневные циклы психологической поддержки руководящего персонала подразделений АЭС по теме «Психология эффективного управления». Выездные тренинг-семинары проводились на базе санатория «Митино» (Тверская область) и включали темы: «Техника принятия

Похожие материалы

Информация о работе