Девиантное поведение, нормы и девиации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Доклад по культурологи

 «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НОРМЫ И ДЕВИАЦИИ»

Выполнила студентка группы АР-90

Кириченко А.Р.

Санкт-Петербург

2007

Говорят, что нет правил без исключений, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. В этих словах есть доля истины: действительно, зачем надо было бы формулировать это правило, которое люди в принципе были бы неспособны нарушать?

Где есть нормы, там есть и возможность отклонения от них. О норме имеет смысл говорить только тогда, когда предполагается, что она может нарушаться. Это относится и к культурным нормам: наряду с нормативным поведением может быть другое  поведение ненормативное, девиантное.

Девиантное  отклонения от норм  в любом обществе являются постоянными спутниками нормативного поведения. Они бывают двоякого рода.

Случайные девиации возникают из-за неудачного стечения обстоятельств. Человек, попавший в них волею случая, оказывается вынужденным непреднамеренно совершить ошибку. Нарушение социокультурных норм здесь не связано с выполнением каких-либо регулятивов, им противоречащих. Человек нарушает их не потому, что противопоставляет им иные регулятивы своего поведения, а обычно потому, что у него не хватает внимания, знаний, умений, воли, чтобы сделать то, что «положено». Нередко он сам расценивает содеянное как проступок, в котором раскаивается и старается больше его не допускать.

Под давлением обстоятельств или из-за собственной оплошности человек может, нарушив правила техники безопасности и отступив от норм, заданных инструкциями, совершить аварию со смертельным исходом. Однако девиация здесь является случайной - если только наплевательское отношение к технике безопасности и служебным инструкциям не стало общепринятой практикой. Иногда случайная девиация является и следствием какого-то необычного увлечения - например, содержание крокодила в ванной.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -НЕУСТРАНИМЫЙ КОМПОНЕНТ

КУЛЬТУРЫ

Общество, в котором все правила и законы скрупулезно выполнялись бы всеми его членами без всяких исключений, было бы неспособным изменяться и совершенствоваться. Девиации выполняют в развитии общества такую же функцию, как мутации в развитии биологического вида.

Девиации - способ формирования новых норм и правил. Поэтому они неустранимы из культуры.

Представим, что мы отобрали в один класс лучших учеников из всех школ города. Хотя все они были лучшими в своих школах, в этом классе кто-то из них будет в числе лучших, а кто-то — в числе худших. Попытавшись из лучших учеников этого класса создать класс «сверхлучших», мы опять-таки обнаружим, что и среди них найдутся те, чьи учебные успехи ниже, чем у других. И так будет всегда. Дело в том, что меняются критерии оценки: повышается средний уровень, по отношению к которому оцениваются отклонения в лучшую и худшую сторону. А вследствие этого среди тех, кто находился в верхнем слое, тоже происходит дифференциация на верхний и нижний слой. Примерно то же происходит с социокультурными нормами, по отношению к которым оценивается девиантность поведения.

Из того, что девиантное поведение неустранимо из жизни человеческого общества, конечно, никоим образом не следует, что борьба с преступностью бесполезна и вести ее не надо. Уровень преступности в обществе может быть различным. Чем больше в обществе преступности, тем больше в таком обществе и девиантность. Поэтому сдвиг поведения людей в сторону социально неодобряемых норм, рост преступности  - это признак общественного неблагополучия, симптом того, что культура «больна» и не справляется со своими функциями.

Избавиться о преступности  полностью невозможно, но можно и нужно, по крайней мере, стремиться к тому, чтобы свести к минимуму условия, ее порождающие

Похожие материалы

Информация о работе