История конфликтологических идей. Теория социал-дарвинизма. Социология Георга Зиммеля

Страницы работы

Содержание работы

2.09.2011

Конфликтологи - это не психологи, поскольку им не желательно уходить в терапию, как психологам, конфликтологи применяют медиацию.

История конфликтологических идей.

Достаточно молодая наука и зародилась в 1960х годах, в нашей стране в 1980х. Сегодня конфликтология это сбор наук.  В своей основе идеи конфликтологи можно разделить на два лагеря:

·  Пессимистические теории. Истоки – Гоббс. Оценивал всю человеческую природу крайне негативно, полагая, что человек эгоистичен, завистлив, ленив. «Левиафан». Основа человеческого общества – это война против всех. О чтобы хоть как-то регулировалось было создано государство, чтобы можно было бороться хоть с кем-то – сосед, жена, дети, учитель. А если эмоции зашкаливали, то начиналась война между государствами. Сильны до сих пор.

·  Оптимистический. Исток - Руссо. Считал, что человек добр, миролюбив и создан для счастья, а конфликты возникают из-за недостатков в организации общества. Так же заблуждения и предрассудки людей влияет на развитие конфликтов, а самое главное, что несет конфликт – наличие частной собственности.  И если эти три причины устранить, то получается, что жизнь прекрасна.

Гоббс и Руссо не использовали слово конфликт. В первые слово конфликт в своем значении стало появились в теориях других – политических, биологических и прочих. Противоречия стали возникать в религии.

Теории, которые легли в основу конфликтологи сегодня:

·  Теория социал-дарвинизма.  Конфликт рассматривается, как борьба присущая человеку как и всем животным. В основе лежит теория естественного отбора за существование и таким образом человек априори агрессивен и конфликты в человеческом обществе неизбежны. Конфликт так же является одним из источников развития общества.

ü  Томас Мальтус.  Английский экономист. Он вводит закон о народонаселении. Он объясняет растущий факт безработицы, и бедствия народа объясняет биологическими свойствами природы. «Народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства производства  -  в арифметической». Все беды от неразумного размножения. Вывод: борьба за существование - провод ко всевозможным конфликтам, но в тоже время является фактором общественного развития.

ü  Герберт Спенсер. Социолог.  Конфликт универсален и всеобщ.  Борьба за выживание, конфликты между индивидами и между группами, способствуют равновесию в обществе и обеспечивают процессы общественного развития. Рассматривает общество как живой организм, то и внутри человека может быть конфликт, как и между членами общества. Обществ несколько, и между ними могут быть конфликты. Он рассматривает два типа общества : военный и промышленный. И т.о выделяет два типа борьбы за существование. Военное – физическое уничтожение, истребление, порабощение. Промышленный – конкуренция, побеждает сильнейший в отношении усердия, способностей, интеллектуальных качеств, волевых качеств, поэтому такая борьба это благо для общества.

ü  Людвиг Гумпфлович. Социолог австрийский. Рассматривает общество как совокупность групп людей, беспощадно борющихся друг с другом за выживание, господство, влияние. По его мнению, в основе конфликтов лежит борьба за материальные ресурсы. И материальна потребность всегда связанно с насилием и принуждением.  Социальная жизнь всегда связанна с насилием, потому что общество состоит из людей, которые хотят власти и мат.ценностей, место одно, людей много. Если вы хотите обладать предметом, то будет борьба между личностями. Культурные различия сильнее, чем расовые и различают разные расы.

ü  Уильям Самнер. Американских социолог. Выдвигает два основных принципа социологии конфликта: автоматический и неуклонный характер социальной революции, универсальность естественного отбора в борьбе за существование. Конфликт рассматривает как прогресс, движение вперед. В борьбе гибнут худшие и слабые.

6.09.2011

·  Учение Карла Маркса. Основано на классовой теории, и основано на простом допущении. Здесь будет три допущения существования конфликтов:

ü  Классовая структура, убеждения, догмы любые является отражением экономического базиса общества

ü  Экономические организация любого общества свойственны силы, неизбежно порождающие конфликт

ü  Конфликт имеет два полюса. 1 – это когда угнетаемые начинают осознавать свои интересы, эксплуатируемы классы начинают осознавать свое положение и свои интересы, 2 - организуется партия, которая готова выступить против господствующего класса

Основные положения: Чем не равномернее распределены ресурсы, тем глубже конфликт.  Чем больше подчиненные сегменты развивают свою идеологию, тем вероятнее, что они начнут осознавать свои коллективные интересы – группа имеет такую тенденцию, как сплачивание, и она становиться гораздо сильнее, чем поодиночке. Поэтому партии – это те самые группы. Чем больше подчиненные группы системы осознают свои интересы, тем больше они сомневаются в  законности распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они вступят в конфликт. Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных сегментов, тем развитее структура их политического руководства. Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем насильственнее будет конфликт. Чем насильственнее конфликт, тем сильнее структурные изменения системы и перераспределение дефицитных ресурсов.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
25 Kb
Скачали:
0