Исследование датчиков для автоматизации шахтного конвейерного транспорта: Методические указания к выполнению лабораторной работы, страница 2

После прекращения уклоняющего воздействия привод устанавливается в исходное положение возвратной пружиной, вследствие чего контакт размыкается.

Нормальная работа датчика обеспечивается при коммутации ак­тивной нагрузки. Датчик может быть применен для коммутации цепей с реактивной нагрузкой в искробезопасных цепях комплексов АУК.1М и АУК.2М. Количество контактов датчика - один, перестраиваемый на замыкание *ади размыкание; коммутируемый ток не более. А: перемен­ный - 0.25, постоянный - 0.5.

1.5 Кабель-троссовый выключатель КТВ-2

Кабель-троссовый выключатель КТВ-2 (в дальнейшем "выключа­тель") предназначен для аварийной остановки конвейеров и различ­ных грузо - пассажирских дорог из любого места технологической линии /9/. Выключатель применяется со средствами автоматизации УКЛ, АУК. 1М, УМД, УМДК, УКС в шахтах, опасных по газу и пыли, может эксплуатироваться и на поверхности при температуре окружающей сре­ды от -15 до +50 С.

Конструкция выключателя поясняется на рисунке 6 , где на виде "а" показан разрез выключателя, а на "б" - вид выключателя со сня­той крышкой, козырьком и зажимами.

Все элементы выключателя заключены в пластмассовый корпус 1. Привод состоит из штока 5 и ручки местного управления 14. Между корпусом 1 и крышками 10 и 11 проложены резиновые прокладки 18 и 19. Шток уплотнен войлочными кольцами 4, размещенными во втулках 3.

Контактная группа выключателя состоит из одного магнитоуправляемого контакта (МУК) 9, типа КЭМ-2Б, помещенного в капсулу 2. Капсула 2 снабжена двумя контактами, выходящими в камеру ввода для подключения внешней цепи.

Постоянный магнит 15, воздействующий на магнитоуправляемый контакт, размещен на торце валика 16 ручки местного управления 14. изложение магнита 15 фиксируется пружиной 20 через каждые 90 пово­рота.

Экран 17 представляет собой стальную пластину у которой сред­няя часть вырезана. Экран 17 расположен между капсулой 2 и магни­том 15.

На штоке 5 между экраном 17 и втулками 3 установлены пружины б. Кабельный ввод уплотнен резиновой втулкой 12, позволяющей вво­дить одновременно до трех кабелей марки ТАШ 1х2. Втулка 12 прижи­мается фланцем 7.

К крышке 10 выключателя прикреплен защитный стальной козырек 13, предохраняющий выключатель от капежа и механических поврежде­ний. В козырьке 13 имеются два от перстня для крепления выключате­ля.

Режимы работы выключателя КТВ-2 следующие: дистанционное управление без фиксации и с фиксацией отключенного положения; мест­ное управление с фиксацией отключенного положения.

В исходном положении выключателя между магнитом 15 и МУК 9 находится вырезанная часть экрана, МУК замкнут, т.к. находится -в зоне магнитного поля, параллельного его оси.

Работа КТВ-2 без фиксации отключенного положения осуществля­ется следующим образом. При оттягивании штока 5 в любую сторону между магнитом 15 и МУК 9 устанавливается сплошная «часть экрана 17, магнитный поток шунтируется и контакт размыкается. Возврат эк­рана в исходное положение осуществляется при помощи пружин 6.

При работе КТВ-2 с фиксацией отключенного положения поворотом ручки местного управления 14 в положение "ОТКЛ магнитный поток направляется перпендикулярно к оси МУК и последний размыкается.

Для работы выключателя без фиксации отключенного положения зажимы с заданным в них кабелем-тросом надеваются своими проушина­ми на крючки штока. Длина кабеля от зажима до фланца кабельного ввода должна быть в пределах 400-500 мм. Для работы с фиксацией отключенного положения зажимы кабеля навешиваются на ручку местно­го управления 14.

Рисунок  6 – Кабель-троссовый выключатель КТВ-2

В качестве тягового органа (кабель троса) используют теле­фонный кабель марки ТАШС 1х2 или ТАШС 1х4, имеющий стальной трос и токоведущие жилы в ПХВ изоляции. На участке кабельного ввода стальной трос выкусывается.

В горизонтальных выработках выключатели могут устанавливаться вдоль конвейера со стороны прохода людей, на высоте не более 1,8 м от почвы, на расстоянии до 100 м один от другого, а в наклонных - через каждые 50-70 м.

КТВ-2 имеет следующие технические характеристики: количество разрываемых цепей 1шт; коммутируемое напряжение 30 В; максимальная коммутируемая активная мощность 6 ВА; ход штока выключателя 15+-2 мм.

1.6 Датчик контроля заштыбовки ДЗШ-2

Датчик ДЗШ-2 предназначен для предупреждения завала мест перегрузки транспортируемого материала с конвейера на конвейер, а также для фиксации уровня материала в бункерах /10/.

Конструктивная схема датчика представлена на рисунке 7. Датчик состоит из кронштейна 1 и подвижной части 2, внутри которой нахо­дится гравитационное контактное устройство. Гравитационное кон­тактное устройство - контактный стальной посеребренный шар 2, на­ходящийся в нормальном положении на первом контакта - опоре 4, от­носительно которой концентрически закреплен второй контакт - коль­цо 3. В верхней части устройства находится охранное кольцо 1, электрически связанное с контактом опорой. При наклоне подвижной части датчика на 11-12 град шарик перемещается и замыкает электри­ческую цепь. При уменьшении угла наклона до 2-3°шарик возвращается в исходное положение и разрывает цепь.

В качестве датчика заштыбовки могут быть использованы также конечные выключатели ВВ-6П, ВКВ-380М, ВПВ и др.

Рисунок 7 – Датчик контроля заштыбовки ДЗШ-2


2 Средства для выполнения работы

1. Демонстрационные плакаты.

2. Натурные образцы датчиков.

3. Действующий макет автоматизированной конвейерной линии.

3 Порядок выполнения работы

1. По демонстрационным плакатам и натурным образцам датчиков изучить их конструкцию и принцип действия.

2. Для каждого изучаемого датчика начертить упрощенную конструктивную схему и составить краткое описание принципа действия.

3. Включить на стенде макет автоматизированной конвейерной линии. Воздействуя на привод датчика УПДС, исследовать моменты остановки и аварийного отключения конвейера. Аналогично исследо­вать работу датчика ДЗШ-2.

4 Оформить отчет по лабораторной работе.

4 Содержание отчета

В отчете привести: назначение, область применения, основные технические характеристики, упрощенную конструктивную схему и принцип действия датчиков УПДС, ДМ-2, БКВ, КСЛ-2. КТВ-2 и ДЗШ-2; результаты экспериментальных исследований датчиков УПДС и ДЗШ на макете автоматизированной конвейерной линии; выводы.


1.5 Контрольные вопросы

1. Какие технологические датчики применяются для автомати­зации шахтного конвейерного транспорта ? Перечислите их названия.

2. Назначение датчика ДКС (УПДС). Область применения. Усло­вия эксплуатации.

3. Чем достигается искробезопасность датчика УПДС ?

4. Каков диапазон контролируемых скоростей датчиком УПДС и уровень его сигнала ?

5. Достоинства датчика УПДС.

6. Назначение и область применения датчика ДМ-2 (ДМ-2М).

7. Из каких основных частей состоит датчик УПДС ?

8. Из каких основных частей состоит датчик ДМ-2 ?

9. Каков диапазон измерения скоростей при помощи датчика ДМ-2 и уровень его выходного сигнала ?

10. Достоинство и недостатки датчика ДМ-2.

11. Назначение и конструкция датчика ДМ-3.

12. Назначение и область применения датчика БКВ.

13. Из каких основных узлов состоит датчик БКВ ?

14. Каков диапазон измеряемых скоростей при помощи БКВ и уровень выходного его сигнала ?

15. Назначение и область применения датчика КСЛ-2 ?

16. Из каких основных узлов состоит датчик КСЛ-2 ?

17. Каков максимальный ток коммутации датчика КСЛ-2 ?

18. Может ли датчик КСЛ-2 применяться для коммутации цепей с реактивной нагрузкой ?

19. Для чего предназначен кабель-троссовый выключатель КТВ-2 ?

20. С какой аппаратурой работает выключатель КТВ-2 ?

21. Режимы работы выключателя КТВ-2 ?

22. Из каких основных узлов состоит выключатель КТВ-2 ?

23. В чем разница в механизме срабатывания КТВ-2 от штока и ручки местного управления ?

24. Как закрепляется кабель-трос при дистанционном управ­лении с фиксацией и без фиксации выключенного положения ?

25. На каком расстоянии друг от друга устанавливается КТВ-2 в горизонтальных наклонных выработках ?

26. Основные технические характеристики выключателя КТВ-2

27. Назначение датчика ДЗШ-2 и где он устанавливается ?

28. На чем основан принцип работы датчика ДЭШ-2 ?