Интерес к смыслу истории на исходе ХХ века - начале ХХI века

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Окончание 1-й темы курса Отечественной истории

     В их трудах история трактуется в первую очередь как «история людей». История, таким образом, мыслится в качестве особого человеческого измерения бытия, в виде некоей важной для осознания последовательности эпох, поколений, людских свершений. Причем египетские пирамиды и древнерусские храмы, библейские речения и пушкинская лирика, живые свидетелства наших современников о Великой Отечественной войне или ужасах концлагерей – все это в прошлом и настоящем находится во взаимопроникающей связи с каждым из нас. Это глубоко человеческая связь. Каждый человек прорастает сквозь тысячелетия не только биосоматически, но и духовно: через каждого проходит вселенская и всевременная эстафета лингвистического, социального и культурного опыта.

     Осознание этой, своей, пусть мгновенной, но все же глубоко личной вовлеченности в эту эстафету, и, стало быть, своей ответственности за ее дальнейшие пути есть одновременно показатель уровня исторического сознания человека, уровня его духовно-нравственного состояния.

     Состав и структура любого исторического явления и события крайне многообразны по элементам и связям, внутренне противоречивы. Сама головоломная сложность  истории искушает многих выводом о ее хаотичности, стало быть, о ее бессмысленности. Отрицание же смысла истории, вместе с ней и бытия, ведет к опустошающему цинизму.

     К подобным последствиям ведут и стремления идеологизировать исторический процесс. Рассматривая весь прошлый опыт человечества как «предысторию» коммунистического общества, основным содержанием которой является классовая борьба, сталинские историки, например. Полагали, что все мешающее переходу к «подлинной» истории должн быть разрушено и уничтожено. А ради эффективности осуществления цели всю полноту власти на неопределенный период истории передать единственно прогрессивному рабочему классу и его партии – «подлинных знатоков смысла истории», взявшим на себя ответственность за превращение «предыстории» в «подлинную» историю. На деле это обернулось безграничной властью идеократии, партийно-государственной номенклатуры.

     Миллионами жертв, невосполнимыми потерями в культурной памяти, социальными и экологическими бедствиями заплачено за «железобетонную» последовательность отрицания прошлого в истории и на практике.

     Учение о смысле истории как об организованном насильственном прорыве из ущербной классовой «предыстории» к «подлинной» истории – полноценной и бесклассовой – не могло не проявлять агрессивного неприятия традиционного духовно-нравственного наследия человечества, считая его «слюнтяйством», «поповщиной», «метафизикой».

     На исходе ХХ века, в канун нового тысячелетия страстный интерес к смыслу истории в отличие от прежних веков вызван тем, что оказалась поколебленной и сама история как таковая. Ее целостность в эпоху мировых войн, культурной варваризации, безжалостных диктатур, геноцида и экоцида, ее дальнейшее развитие поставлены под сомнение. Как отыскать внутреннюю связь со всем тем творческим и духовным, что проявилось в исторической жизни человечества в прошлом, что иной раз обнаруживается в беспощадном настоящем и может проступить в будущем, если только оно у нас есть?

     Такова сквозная тема трудов разных и непохожих друг на друга мыслителей ХХ века: Н.А.Бердяева, П.Сорокина, А.Бергсона, А.Тойнби, П.Тейяр-де-Шардена, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Ясперса и др.

     Конечно, труды этих мыслителей небезупречны в своей правоте. Но полное неприятие и замалчивание их концепций в официальной советской историографии значительно обеднило советскую историческую науку и образование.

     История человечества в целом анонимна. Однако анонимность исторического процесса не снимает вопроса о личностном, персонифицированном характере истории – ее человеческой одухотворенности. Сколь бы ни были жестоки те или иные исторические условия и события, сколь бы ни была гнетуща власть, человек не может самоустраниться от исторической жизни. Через свой внутренний опыт, его непрестанное соотношение с миром внешних обстоятельств складывается человеческая личность. А личность, осознавшая себя и отвечающая сама за себя, уже перестает быть «рабыней» среды, ее автоматическим функционером. Не будь этого, мир задохнулся бы от приспособленчества и подлости, деградировал бы социально и духовно. Внешне слабая, статистически неуловимая, количественно несоизмеримая с огромностью истории личность в определенном значении качественно равновелика ей. Ибо одно без другого не существует.

     Из сказанного следует, что смысл истории можно было бы определить как реализацию личностного достоинства в преемственности исторического опыта сменяющих друг друга поколений.   Само борение человека за утверждение и развитие высших нравственных ценностей и есть, по сути дела, процесс реализации смысла истории.

     Неискоренимый акт вторчества, любви, милосердия, освещающий века истории, коллективный опыт мирового сообщества всегда соотносится с уникальными проявлениями человеческой психологии, неповторимым социальным и культурным окружением.

     В старину говорили: «Не в бревнах храм, а в ребрах», т.е. в себе самом. Разумеется, культура и вместе с нею история не мыслимы без внешней реализации духовного содержания личности. Но без внутренней работы человеческой души над собой, без внутреннего правдоискания и самоочищения и последнему грош цена.

     Перед современным поколением стоит особый, уникальный императив: оправдать себя перед предками, перед современниками и перед возможными потомками, отдав свои знания, совесть, разум делу обновления своего Отечества и исцеления нашей планеты.

     В условиях обострившегося ныне кризиса духовности людей выплеснулись наружу проблемы отечественной истории. Действительно научные, а не продиктованные идеологическими соображениями ответы на вызов миллионов соотечественников дают труды замечательной плеяды ученых «русской исторической школы».

     Первой попыткой дать целостную схему русской истории стал труд Василия Никитовича Татищева – одного из «птенцов гнезда Петрова». В его 4-х-томной «Истории Российской…», насыщенной источниками, летописями, содержится обзор событий от скифских времен до XVI в. Весь ход событий должен убеждать читателей в прогрессивности русского самодержавия.

Похожие материалы

Информация о работе