Вопросы № 1-20 к зачету по дисциплине «Риторика» (Риторика как наука и учебный предмет. Основные способы опровержения. Полемические приёмы), страница 2

10.  Афоризмы и цитаты. (Выберите цитату (афоризм), по содержанию которой вы могли бы поспорить. «Вычерпайте» (т.е. объясните) ее смысл. Выскажите свою точку зрения и обоснуйте ее.)

Примеры цитат (афоризмов):

- Все люди равны.

- Истина рождается в споре.

- Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие ещё менее нужные (Л.Н.Толстой), и др.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.  Риторика и ораторское искусство зародились

A. в Древней Греции

B. в Древнем Риме

C. в Древней Руси

D. в средневековой Европе

2.  Что обусловило возникновение ораторского искусства?

A. развитие науки и техники

B. зарождение демократий и возникновение элементов духовной культуры

C. развитие ремесел

Д. завоевательные походы и войны

3.  Главная задача риторики в соответствии с нравственным идеалом античности

A. учить нравиться

B. убедить в чем угодно любыми средствами

C. разъяснять, побуждать к определенному мышлению, действию и доставлять удовольствие

4.  Классическая схема подготовки речи (по Аристотелю, Цицерону, Квинтилиану) включает:

A. 3 этапа

B. 7 этапов

C. 5 этапов

Назовите эти этапы

5.  Что в России появилось раньше?

А. судебное красноречие

B. академическое красноречие

C. политическое красноречие

6.  Как соотносятся между собой понятия «красноречие» и «ораторское искусство»

A. это тождественные понятия - «умение выступать публично»

B. красноречие-это дар, данный человеку от природы; ораторское искусство-это навыки и умения выступать публично, приобретенные в результате длительной подготовки


7.  Первый оригинальный русский учебник риторики был создан

A. Петром I

B. М.В. Ломоносовым

C. И.С. Рижским

Д. А.Ф. Кони

8.  В Древней Руси риторика была частью

А. стилистики

B. теории словесности

C. философии

Д. литературной прозы

9.  В период средневековья в Европе наибольшее развитие получило

A. судебное красноречие

B. политическое красноречие

C. академическое красноречие

Д. церковное красноречие

10.       В какой дисциплине во 2-ой половине 19 в. растворилась риторика в России

A. в культуре речи

B. в литературоведении

C. в теории словесности

11.  Причиной упадка риторики, свертывания различных форм публичной речи в советский период является

A. политическая ситуация в стране

B. снижение уровня культуры общества

C. послереволюционная реформа русского языка

12.       К числу основных причин возрождения риторики и развития ораторского искусства в России в последние десятилетия 20 в. не относится

A. демократизация общества, развитие прав и свобод

B. научно-технический прогресс

C. повышение социальной активности людей, возникновение новых социально-политических партий и движений

13.       Укажите лишний элемент в современной социально-функциональной классификации родов и видов красноречия

A. социально-политическое красноречие

B. судебное красноречие

С. академическое (научное) и лекционное красноречие

Д. эпидейктическое (торжественное) красноречие

Е. социально-бытовое красноречие

К. богословско-церковное (духовное) красноречие

14.  Исходя из того, что ораторская речь может быть монологической или диалогической по форме и по содержанию, укажите вид речи, свидетельствующий о высшей степени владения ораторским мастерством

A. монологическая речь и по форме и по содержанию

B. диалогическая по форме, но монологическая по содержанию

C. монологическая по форме, но диалогическая по содержанию

15.       Укажите, какой из перечисленных видов спора ставит своей целью не установить истину, прийти к единому мнению, найти общее решение, а одержать победу, отстоять и утвердить собственную позицию

A. дискуссия

B. диспут

Д. полемика

16. Доказательство и убеждение в ораторской речи

A. это тождественные понятия, то есть доказать, значит убедить, а убедить, значит доказать

B. это связанные, но не тождественные понятия, то есть доказать не всегда значит убедить, а убедить не всегда значит доказать