Методическое пособие для самостоятельной подготовки к занятию по теме: «Инфекционные болезни»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методическое пособие

для самостоятельной подготовки к занятию

по теме: «Инфекционные болезни»

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

Преподаватель

Туманова Н.Н.

Данное пособие поможет успешно подготовиться к занятию по теме «инфекционные заболевания»

В материалах пособия имеются задания для самоподготовки и задание для самоконтроля знаний.

План на самоподготовку.

  1. Ознакомьтесь с учебными целями занятия, уясните, что необходимо знать.
  2. Ознакомьтесь с вопросами и найдите ответы в рекомендованных источниках информации.
  3. Для лучшего усвоения материала заполните графы таблиц.

Цель занятия:

Получить представление об инфекционных заболеваниях:

  • причинах
  • предрасполагающих факторах
  • эпидемиологии
  • основных клинических признаках
  • методах лабораторной диагностики
  • особенностях ухода за больными
  • профилактике

Инфекции:

    1. дизентерия
    2. сальмонеллез
    3. ботулизм
    4. вирусных гепатитах А, В, С, Д, Е
    5. ОРВИ: грипп, парагрипп, аденовирусная, риновирусная
    6. туберкулез
    7. ветряная оспа
    8. краснуха
    9. корь
    10. коклюш
    11. скарлатина
    12. дифтерия
    13. сифилис
    14. гонорея
    15. трихомоноз
    16. хламидиоз
    17. СПИД
    18. холера
    19. чума
    20. сибирская язва

Задание на самоподготовку: охарактеризовать перечисленные выше инфекционные заболевания.

1. Причина – обратите внимание на свойства: вирулентность, патогенность, специфичность, токсичность, экзотоксины и эндотоксины. Устойчивость к действию различных факторов внешней среды (температуры, влажности, энергии солнца, дезинфицирующих средств и др.),

Вид

Форма строения

Заболевания, которые они вызывают

Вирусы

Мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки

Грипп, корь, ветряная оспа, болезнь Боткина, СПИД и многие другие

Бактерии (кокки,

бациллы,

спириллы,

риккетсии)

Шарообразные, палочковидные, извитые

Скарлатина, сифилис и др.

Грибы

Одноклеточные или многоклеточные, растительноподобные

Заболевания ногтей и кожи, руброфития, трихофития, эпидермофития

Простейшие

Одноклеточные животные

Амебная дизентерия, токсоплазмоз, лямблиоз и др.

Гельминты

Многоклеточные организмы, круглые, ленточные, сосальщики

Аскаридоз, острицы, власоглав, эпистрохоз и др.

2. Источник инфекции. больной человек или зараженное животное в разные периоды болезни. Предметы внешней среды не могут быть источниками инфекции. По характеру источников инфекции все инфекционные заболевания делятся на три группы: антропонозы (единственный источник инфекции - человек); антропозоонозы (источник - животное и человек); зоонозы (основной источник - животное, и болеют только животные).

3. Механизм передачи возбудителя инфекции: это способ перехода возбудителя из зараженного организма в незараженный. Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбудителя из одного организма в другой, называются факторами передачи.

Механизм передачи

Пути передачи

Факторы передачи

Заболевания

1

Фекально-

1. Пищевой.

1. Продукты

Кишечные

оральный

2. Водный.

питания.

инфекции:

3. Контактно-

2. Вода.

дизентерия,

бытовой

3. Предметы

холера, брюшной

ухода за больным:

тиф,

горшки, посуда,

сальмонеллезы

постельное и на-

и т.д.

тельное белье,

загрязненные

выделениями

больного

2

Аэрогенный

1. Воздушно-

1. Частички

Воздушно-капельные

капельный.

слизи при кашле

Инфекции: грипп,

2. Воздушно-

и чихании.

корь, скарлатина,

пылевой

2. Пыль

дифтерия, орнитоз

3

Трансмиссив-

1. Через кровь.

1 а. Кровососущие

Кровяные инфекции:

ный

2. Транспла-

насекомые

малярия, сыпной и

центарный

(вши, блохи,

возвратный тиф,

комары, клещи).

вирусный гепатит В,

СПИД, краснуха.

1б. Медицинский

инструментарий

4

Контактный

1. Непосредст-

1. Фактора передачи

Кожные инфекции:

венный (пря-

нет.

сифилис и другие

мой) контакт.

2. Предметы бытовой

венерические

2. Предметы

производственной

заболевания, чесотка.

бытовой и про-

обстановки

Рожистое воспаление,

изводственной

сибирская язва.

обстановки

4. Восприимчивость -  интересна не столько восприимчивость каждого индивида, сколько степень восприимчивости населения в целом к данной инфекционной болезни.Степень восприимчивости складывается из очень многих моментов: состояние иммунитета, социальные условия, культурные навыки, полноценное питание, возраст.

5. Инкубационный период - это период от момента заражения до проявления первых клинических симптомов болезни. В этот период происходят размножение и накопление в организме возбудителей болезни и их токсинов. Длительность периода различна при различных инфекционных заболеваниях. Так, при проказе и СПИДе - до нескольких лет или десятилетий, а при гриппе - от нескольких часов до суток.

6. Клинические признаки

·  продромальный период - характеризуется общими проявлениями болезни: недомогание, повышение температуры, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в данном периоде нет специфические симптомы болезни.

·  период основных проявлений – появление специфических симптомов болезни: характерная температурная кривая, характерные сыпи (время появления, локализация, характер сыпи, время исчезновения) жидкий стул, кашель.

Воздушно-капельные инфекции.

- Обратите внимание на сезонность заболевания.

- Обратите внимание на характеристику фибринозных налетов при дифтерии, ранние признаки токсической дифтерии зева, особенности течения дифтерии у привитых детей, признаки дифтерийного крупа, характер осложнений при заболевании.

- Обратите внимание на характер, локализацию, особенности обратного развития сыпи при скарлатине, характерные изменения в зеве и картину языка в периоде разгара, характер ранних и поздних осложнений.

- уточните ранние клинические признаки кори, характер сыпи, этапность

Похожие материалы

Информация о работе