Периоды в истории социальной работы в России и их основные черты. Благотворительные организации на особых основаниях в России в 19 веке - начале 20 века

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Развитие, возрождение общественной церковной деятельности (благотворительность).

-  Понятие социальной работы, профессии, специальностей. Это стало общественным достоянием.

2.  После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны».

12 ноября 1796 г. Императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением.

К 1802 г. в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы.

В 1820 и 1823 гг. были открыты два училища  для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 г. учреждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 г. на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербурга) Мария Федоровна на свои средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.

С 1801 г. в ведении Императрицы поступила первая по времени учреждения больница Императора Павла I, основанная в Москве в 1763 г. В 1802 г. был открыт новый Воспитательный дом на средства Марии Федоровны в Гатчине.

В 1803 г. к числу наиболее значимых учреждений Императрицы  относятся Вдовьи дома – один в Санкт-Петербурге, другой в Москве, (оба существовали до 1913 г.). В том же 1803 г. Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов (одну в Петербурге, другую в Москве), каждую на 200 кроватей. Впоследствии в память о Марии Федоровне они были наименованы Мариинскими.

С 1829 г. институты благородных девиц по примеру Санкт-Петербурга и Москвы начали возникать внутри России и даже в отдельных ее окраинах: Одессе, Керчи, Казани, Саратове, Астрахани, Иркутске, Оренбурге и т.д.

В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а взамен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной  и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 г. образовался Кадетский корпус с выходом  из Ведомства Императрицы Марии.

В апреле 1859 г. в Санкт-Петербурге было освящено первое в России открытое женское учебное заведение – женская гимназия для дочерей лиц всех сословий и вероисповедания.

С мая 1880 г. в следствии кончины Императрицы Марии Александровны, жены Александра II, воспитательные и благотворительные заведения Ведомства вверены царевне Марии Федоровны, жене Александра III, которая не только продолжила, но и развила деятельность Ведомства, основав средние женские учебные заведения, где наряду с общеобразовательными предметами обучали профессиям, ремеслам.

В мае 1802 г. в Петербурге при содействии Императора Александра I было основано «Благодетельное Общество». С 1814 г. «Благодетельное Общество» переименовано в «Императорское Человеколюбивое Общество».

Во время царствования Императора Николая I с 1825 по 1855 г. деятельность общества значительно расширилась.

В царствование Императора Александра II, с 1855 по 1881 г., в Императорском Человеколюбивом Обществе основано 86 новых благотворительных учреждений, а общее число их возросло до 131. За время царствования Императора Александра III с 1881 г. число учреждений увеличивалось, а деятельность продолжала развиваться по всем направлениям до 1894 г. С первых лет царствования Императора Николая II число учреждений общества возросло до 210.

К 1910 г. Человеколюбивое Общество оказывает  помощь бедным различного пола, возраста и вероисповедания: при рождении младенца – акушерством, врачебным и вещественным пособием; призрением взрослых

Похожие материалы

Информация о работе