Физиология дыхательной системы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Легкие, ткань которых отличается эластичностью, при этом растягиваются. В результате давление в них понижается и атмосферный воздух через дыхательные пути всасывается в них. Происходит вдох. Вдох (инспирация) —это активный акт, так как он происходит благодаря сокращению дыхательных мышц.

При выдохе дыхательные мышцы расслабляются и объем полости грудной клетки уменьшается. Это происходит благодаря действию силы тяжести ребер (они возвращаются в прежнее положение), эластичности реберных хрящей и действию внутри-брюшного давления, которое вновь поднимает (выпячивает) купол диафрагмы кверху. При этом давление в полости грудной клетки и в плевральной щели повышается. В результате легкие сжимаются, давление в них повышается и воздух изгоняется из них наружу. Выдох — экспирация — это пассивный акт, так как он происходит без активного участия мышц. При различных нарушениях дыхания выдох становится активным. В нем принимают участие внутренние межреберные и мышцы брюшной полости.

Для повышения эффективности дыхания человек производит целый ряд дополнительных движений: у него поднимается или опускается гортань, расширяются носовое и ротовое отверстия, голосовая щель.

Типы дыхания. В зависимости от участвующих в акте вдоха мышц различают три типа дыхания — грудной, или реберный, брюшной, или диафрагмальный, и смешанный. Грудной тип дыхания осуществляется в основном за счет сокращения межреберных мышц, брюшной — за счет сокращения мышечных волокон диафрагмы, а смешанный — при участии и межреберных мышц, и диафрагмы. Тип дыхания зависит от возраста, пола, характера деятельности. Так, у детей младшего возраста преобладает брюшной тип дыхания, у женщин чаще наблюдается грудной, а у мужчин — брюшной тип дыхания. При переноске тяжестей на спине грудное дыхание затруднено, и в это время наблюдается брюшной тип дыхания.

Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют формированию смешанного типа дыхания, который обеспечивает наиболее эффективную вентиляцию всех участков легких.

Жизненная емкость легких. При спокойном дыхании взрослый человек вдыхает приблизительно 500 мл воздуха и столько же выдыхает. Этот объем воздуха называют дыхательным. После спокойного выдоха путем крайнего напряжения человек может выдохнуть еще примерно 1500 мл воздуха. Это резервный объем выдоха. После спокойного вдоха человек может сверх дыхательного объема вдохнуть еще около 1500 мл воздуха. Этот объем получил название резервного объема вдоха. Все три указанных объема — дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха — составляют в сумме; жизненную емкость легких (ЖЕЛ). В нашем примере ЖЕЛ будет равна: 500 мл + 1500 мл + 1500 мл = 3500 мл.

ЖЕЛ — это объем максимального выдоха после максимального вдоха.

Однако и после максимального выдоха в легких остается еще около 1500 мл воздуха, выдохнуть который невозможно. Это остаточный объем легких.

Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров и массы тела, силы дыхательных мышц, кровообращения, положения тела. Так, у мужчин ЖЕЛ составляет от 3200 до 7200 мл, а у женщин — от 2500 до 5000 мл. У 6-летних детей она составляет 1200 мл, в 10 лет— 1700, в 14 лет —2500 мл; с возрастом ЖЕЛ увеличивается, а начиная с 30—40 лет уменьшается. В положении стоя ЖЕЛ больше, чем в положении сидя, а сидя — выше, чем лежа. При увеличении кровенаполнения легких, что наблюдается при значительной мышечной работе, ЖЕЛ уменьшается.

У спортсменов ЖЕЛ больше, чем у людей, не занимающихся спортом. Так, у 13—14-летних спортсменов ЖЕЛ составляет 3000—4000 мл и больше. Особенно велика ЖЕЛ у пловцов, лыжников, гребцов, бегунов на длинные дистанции. Это объясняется тем, что у них хорошо развиты дыхательные мышцы.

«Мертвое» пространство». При вдохе не весь воздух поступает в легкие. Часть его — около 150 мл — остается в дыхательных путях — гортани, трахее, бронхах, бронхиолах. Этот воздух не участвует в процессе дыхания. Поэтому дыхательные пути называют мертвым пространством, а воздух

Похожие материалы

Информация о работе