министерство образования республики беларусь
УО «мозырский государственный педагогический
университет им. и. шамякина»
утверждаю
Декан биологического факультета
___________________________
«___» сентября 2007 г.
рабочая программа
по дисциплине «физиология человека и животных»
дневная форма обучения биологический факультет для специальности 1-02 04 04-03 Биология. Охрана природы кафедра природопользования и охраны природы курс 4
семестр 7-8
лекции 64
лабораторные 56
зачет 7 семестр экзамен 8 семестр
Всего часов 120
Рабочая программа составлена на основании базовой программы по дисциплине «Физиология человека и животных, утв. 19.04.2006 г, регистр. № 796/баз.
Составитель доцент кафедры природопользования и охраны природы Бодяковская Е.А.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
26 июня 2007 г, протокол № 12
Зав. кафедрой _________________ В.В. Валетов
Рабочая программа одобрена методсоветом биологического факультета
7 сентября 2007 г. протокол №
Председатель методсовета _________________ Т.А. Луполов
РБ 02100.5.090-98
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Высшее образование
Специальность 1-02 04 04-03 Биология. Охрана природы
Физиология человека и животных
Предмет, цели, задачи и история науки. Физиология возбудимых тканей. Проводимость. Сократимость. Физиология нервной системы. Рефлекс и координация функций организма. Классификация рефлексов. Общая физиология центральной нервной системы (ЦНС). Свойства нервных центров и координация их деятельности. Физиология спинного и головного мозга Лимбическая система и кора больших полушарий. Локализация функций в коре. Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы. Аналитическая и синтетическая деятельность мозга. Две сигнальные системы действительности. Память и ее виды. Физиология нейромоторного аппарата. Механизмы сокращения. Управление двигательными актами. Работа и утомляемость мышц. Физиология органов чувств, умственной деятельности и вегетативной нервной системы. Физиология функциональных систем организма: кровь, кровообращение, эндокринная, выделительная системы, обмен веществ и энергии, питание, термостатирование.
пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе действующей с 2000г. Программы педагогических вузов, с учетом придания им статуса университетов и новых данных, полученных физиологической наукой в последние годы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
1. Сформировать у студентов четкое представление о животном организме как целостной, интегральной,многоуровневой, динамической; саморегулирующейся системе, адаптивная и творческая деятельность которой строится на потребностно-мотивационных механизмах с использованием прямых и обратных связей.
2. ОСНОВНАЯЗАДАЧА КУРСА «Физиология человека и животных»: научить применять полученные знания и навыки в повседневной педагогической деятельности, принимая во внимание возрастные, половые и индивидуальные особенности контингента студентов.
3. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:
а) знать:
- иметь четкое представление о животном организме как целостной, интегральной, многоуровневой, динамической, саморегулирующейся системе;
- знать общие закономерностифизиологической деятельности организма человека и животных;
- особенности адаптивной системычеловека и животных в современных условиях;
- физиологические особенности деятельности основных систем и органов человека и животных;
- возрастные физиологическиеособенности ребенка;
- основные методы и технические приемы исследования физиологических функций;
б) уметь:
- использовать полученные знания в повседневной практической и педагогической деятельности;
- раскрыть специфические физиологические законы деятельности нервной системы и других систем организма человека и животных;
- научно обосновывать представление о целостности организма;
- использовать полученные знания в преподавании научных дисциплин, организации воспитательной работы, проведении мероприятий по охране природы, защите растений и животных, формировании культуры школьника;
- владеть методами проведения физиологических исследований;
- проводить психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, проживающим на загрязненной территории.
4. Объем дисциплины 120 часов, из них: 64 — лекционных и 56 —лабораторных.
примерный тематический план
№ п/п |
тема |
количество часов |
||
всего |
лекционных |
лабораторных |
||
1 |
Введение |
2 |
2 |
- |
2 |
Общая физиологическая деятельность (Физиология возбудимых тканей) |
6 |
2 |
4 |
3 |
Общая физиология нервной системы |
8 |
4 |
4 |
4 |
Частная физиология ЦНС. Вегетативная НС |
10 |
6 |
4 |
5 |
Физиология нейромоторного аппарата |
8 |
4 |
4 |
6 |
Высшая нервная деятельность |
10 |
4 |
6 |
7 |
Эндокринная система |
12 |
6 |
6 |
8 |
Физиология крови |
8 |
4 |
4 |
9 |
Физиология дыхания |
8 |
4 |
4 |
10 |
Физиология кровообращения |
8 |
4 |
4 |
11 |
Физиология пищеварения. Витамины. Питание |
10 |
6 |
4 |
12 |
Обмен веществ и энергии |
6 |
4 |
2 |
13 |
Физиология выделения |
6 |
4 |
2 |
14 |
Физиология анализаторов |
12 |
6 |
6 |
15 |
Физиология кожи. Терморегуляция |
6 |
4 |
2 |
всего |
120 |
64 |
56 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Тема №1 Введение (2 ч)
Физиология – экспериментальная наука о механизмах функционирования здорового организма человека и животных. Ее цель, задачи методы; основные этапы становления и взаимосвязь с другими науками. Физиология на современном этапе научно-технического прогресса. Системный подход к изучению процессов жизнедеятельности организма.
Тема №2 Общая физиологическая деятельность (2 ч)
Понятие о раздражимости, раздражителях как составной части материи, и раздражении. Классификация раздражителей, механизмы раздражения живых тканей. Сравнительная характеристика электрического и других видов раздражения.
Возбудимость, возбуждение, торможение и их механизмы. Показатели возбудимости: порог силы, времени, минимальный градиент раздражения. Закономерности реагирования возбудимых тканей на действие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.