Физиология человека и животных. Рабочая программа.

Страницы работы

Фрагмент текста работы

министерство образования республики беларусь

УО «мозырский государственный педагогический

университет им. и. шамякина»

утверждаю

Декан биологического факультета

___________________________

«___»  сентября   2007 г.

рабочая программа

по дисциплине «физиология человека и животных»

дневная форма обучения биологический факультет для специальности 1-02 04 04-03 Биология. Охрана природы кафедра природопользования и охраны природы курс 4

семестр 7-8

лекции 64

лабораторные 56

зачет 7 семестр экзамен 8 семестр

Всего часов 120


Рабочая программа составлена на основании базовой программы по дисциплине «Физиология человека и животных, утв. 19.04.2006 г, регистр. № 796/баз.

Составитель доцент кафедры природопользования и охраны природы Бодяковская Е.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

26 июня 2007 г, протокол № 12

Зав. кафедрой                                  _________________                В.В. Валетов

Рабочая программа одобрена методсоветом  биологического факультета

7 сентября 2007 г. протокол №

Председатель методсовета            _________________              Т.А. Луполов


  РБ 02100.5.090-98

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Высшее образование

Специальность 1-02 04 04-03 Биология. Охрана природы

Физиология человека и животных

Предмет, цели, задачи и история науки. Физиология возбудимых тканей. Проводимость. Сократимость. Физиология нервной системы. Рефлекс и координация функций организма. Классификация рефлексов. Общая физиология центральной нервной системы (ЦНС). Свойства нервных центров и координация их деятельности. Физиология спинного и головного мозга Лимбическая система и кора больших полушарий. Локализация функций в коре. Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы. Аналитическая и синтетическая деятельность мозга. Две сигнальные системы действительности. Память и ее виды. Физиология нейромоторного аппарата. Механизмы сокращения. Управление двигательными актами. Работа и утомляемость мышц. Физиология органов чувств, умственной деятельности и вегетативной нервной системы. Физиология функциональных систем организма: кровь, кровообращение, эндокринная, выделительная системы, обмен веществ и энергии, питание, термостатирование.


пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе  действующей  с   2000г. Программы педагогических вузов, с учетом придания им статуса университетов и новых данных, полученных физиологической наукой в последние годы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

1.  Сформировать у студентов четкое представление о животном организме как целостной, интегральной,многоуровневой, динамической; саморегулирующейся системе, адаптивная и творческая деятельность которой строится на потребностно-мотивационных механизмах с использованием прямых и обратных связей.

2.  ОСНОВНАЯЗАДАЧА   КУРСА   «Физиология человека и животных»: научить применять полученные знания и навыки в повседневной педагогической деятельности, принимая во внимание возрастные, половые и индивидуальные особенности контингента студентов.

3.  В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

а) знать:

-  иметь четкое представление о животном организме как целостной, интегральной, многоуровневой, динамической, саморегулирующейся системе;

-  знать     общие     закономерностифизиологической     деятельности организма человека и животных;

-  особенности    адаптивной    системычеловека    и    животных    в современных условиях;

-  физиологические   особенности   деятельности   основных   систем   и органов человека и животных;

-  возрастные физиологическиеособенности ребенка;

-  основные методы    и     технические      приемы        исследования физиологических функций;

б) уметь:

-  использовать полученные знания в повседневной практической и педагогической деятельности;

-  раскрыть   специфические   физиологические   законы   деятельности нервной системы и других систем организма человека и животных;                                    

-  научно обосновывать представление о целостности организма;

-  использовать полученные знания в преподавании научных дисциплин, организации   воспитательной   работы,   проведении   мероприятий   по   охране природы, защите растений и животных, формировании культуры школьника;

-  владеть методами проведения физиологических исследований;

-  проводить психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, проживающим на загрязненной территории.

4.  Объем    дисциплины 120 часов, из них: 64 — лекционных и 56 —лабораторных.


примерный тематический план

№ п/п

тема

количество часов

всего

лекционных

лабораторных

1

Введение

2

2

-

2

Общая физиологическая деятельность (Физиология возбудимых тканей)

6

2

4

3

Общая физиология нервной системы

8

4

4

4

Частная физиология ЦНС. Вегетативная НС

10

6

4

5

Физиология нейромоторного аппарата

8

4

4

6

Высшая нервная деятельность

10

4

6

7

Эндокринная система

12

6

6

8

Физиология крови

8

4

4

9

Физиология дыхания

8

4

4

10

Физиология кровообращения

8

4

4

11

Физиология пищеварения. Витамины. Питание

10

6

4

12

Обмен веществ и энергии

6

4

2

13

Физиология выделения

6

4

2

14

Физиология анализаторов

12

6

6

15

Физиология кожи. Терморегуляция

6

4

2

всего

120

64

56


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема №1 Введение (2 ч)

Физиология – экспериментальная наука о механизмах функционирования здорового организма человека и животных. Ее цель, задачи методы; основные этапы становления и взаимосвязь с другими науками. Физиология на современном этапе научно-технического прогресса. Системный подход к изучению процессов жизнедеятельности организма.

Тема №2 Общая физиологическая деятельность (2 ч)

Понятие о раздражимости, раздражителях как составной части материи, и раздражении. Классификация раздражителей, механизмы раздражения живых тканей. Сравнительная характеристика электрического и других видов раздражения.

Возбудимость, возбуждение, торможение и их механизмы. Показатели возбудимости: порог силы, времени, минимальный градиент раздражения. Закономерности реагирования возбудимых тканей на действие

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
401 Kb
Скачали:
0