Предмет и место социальной психологии в системе научного знания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

главной единице социально-психологического исследования (В. Меде, Ф. Олпорт).

3. Предмет современной социальной психологии. Структура социальной психологии Задачи социальной психологии (в области теории, в социальной практике и в сфере образования).

1. Социальная психология как наука

СΨ возникла на стыке двух наук – социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.

Дискуссия о границах СΨ:

интрадисциплинарный подход:

·           СΨ – часть психологии

·           СΨ – часть социологии интердисциплинарный подход:

·           СΨ существует на границе между социологией и психологией

Предмет СΨ– психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.

Задачи СΨ: фиксация признаков и различий отдельных групп, изучение отражения этих признаков в сознании людей.

Весь комплекс проблем, изучаемых социальной психологией, представлен и сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации, и вопросы педагогического взаимодействия. Не случайно поэтому в условиях преобразования образовательной сферы, связанных с изменениями в обществе. именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели соответствующее место и права.

Среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологии в образовательных учреждения, четко вырисовывается и блок социально-психологические проблем.

В качестве основных направлений деятельности психологов в системе образования выделяются:

·           психологическое просвещение;

·           психологическая профилактика;

·           психологическое консультирование;

·           психодиагностика;

·           психокоррекция.

В области психологического просвещения субъектов педагогического процесса социальная психология концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах подростковых, юношеских, внутрисемейных и других конфликтов, на специфике социализации детей разного пола, возраста и других факторов.

В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений учащегося в общении со сверстниками.

При консультационной работе социальная психология призвана содействовать в решение проблем двух типов: проблем образовательного учреждения как социальной организации; и проблем индивидуальной консультативной помощи отдельному лицу (педагогу, учащемуся, родителю).

Использование диагностических социально-психологических методов для решения задач образовательной сфере позволяет получить необходимую информацию о самых различных объектах: характере межличностных отношений в классе, уровне социализации учащихся, уровне развития класса, о социально-психологических особенностях личности ученика, учителя, о стилях деятельности и мн. др.

Психокоррекция связана с ситуациями, когда при помощи методов социально-психологического воздействия (тренингов, бесед, ролевых игр и др.) оказывается влияние на улучшение тех или иных аспектов межличностного взаимодействия, психологического климата, личностного развития и др.

Таким образом, социальная психология обладает достаточным арсеналом

Похожие материалы

Информация о работе