Методика преподавания охраны природы. Учебная экологическая тропа

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Аналогичным образом раскрывается экологическая роль других почвенных животных: крота, мышевидных грызунов. При этом наблюдать самих животных удается редко. Чаще всего объектами наблюдения и рассказа выступают следы жизнедеятельности животных, например выброс почвы кротом (кротовины), отверстия хода или приподнятый верхний слой почвы вдоль горизонтального хода зверька. Для других животных это могут быть отпечатки следов ног на влажной земле (лося, косули, кабана, енотовидной собаки, лисицы), погрыз растений, остатки пищи, помет и другие следы, говорящие о присутствии этих животных в зоне тропы. Все эти зрительно наблюдаемые объекты, используются экскурсоводом для краткой беседы-рассказа.

При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы (разнообразные типы растительных сообществ, водоемы, характерные формы рельефа).

Специфический экскурсионный объект на тропе — памятник природы. Он соединяет в себе естественную и историческую ценность. Например, вековые деревья являются свидетелями исторических событий или ровесниками выдающихся людей нашей Родины. Создание рассказа о памятнике природы школьником-экскурсоводом требует от него большой эрудиции, широкого кругозора.

В качестве зрительного образа экскурсовод использует все  видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта. Это могут быть разнообразные транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередачи), сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения (в том числе памятники истории и культуры), водоисточники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, экскурсовод (или буклет) рассказывает о характере природопользования, возникающих проблемах охраны природной среды, путях и способах решения этих проблем на разных уровнях: краеведческом, национальном, в мировой практике. Желательно включать в такую информацию сведения об участии местной молодежи в решении краеведческих проблем охраны среды.

Носителем предписывающей информации на тропе являются специально установленные информационные щиты и знаки. Их изготавливают из досок, лучше хвойных пород, толщиной 4—5 см. Тексты, рисунки и символы вырезают или выжигают, затем доски покрывают бесцветным масляным лаком и устанавливают на декоративно оформленных столбах. Щиты эстетически привлекательны и устанавливают их на тропе в среднем через 100—150 м. Они помогают организовать движение посетителей по заданному маршруту и служат источником информации при самостоятельном прохождении тропы.

На тропе используются следующие типы информационных текстов и знаков: общий указатель и схема тропы, правила поведения и нормы действия, характеристика местных видов природопользования, лозунги и призывы, сведения об отдельных природных объектах и явлениях, сведения о памятниках природы и культуры, расположенных в зоне тропы, поэтические тексты, рисунки (в том числе шутливые) об отношениях человека с природой, информация о трудовых делах молодежи в решении местных экологических проблем, экологические дорожные знаки и указатели.

Тексты на щитах «работают» не только самостоятельно, но используются

Похожие материалы

Информация о работе