История педагогики. Курс лекций

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Туровской земле письменность распространилась задолго до создания печатного станка, о чем свидетельствуют письмена, найденные в Пинске, Слуцке, Бресте. Развивалась сеть светских и церковно-монастырских библиотек, которые обменивались между собой рукописями.

Таким образом, в IX в. – X в. в Беларуси стали развиваться педагогические идеи по воспитанию и обучению подрастающего поколения, получила широкое распространение деятельность выдающихся просветителей.

В XII в. в Беларуси возникли первые гуманитарные школы университетского типа (по примеру Западной Европы). Первая такая школа была создана в 1130 г. в Смоленске. Высшим учебным заведением с гуманитарным уклоном была Виленская кафедральная школа, построенная в 1387 г.

2. Деятельность Ф. Скорины, М. Гусовского и С. Будного. Братские школы на территории  древней Беларуси.

Идеи Возрождения активно проникали в Беларусь, которая в XVIв. входила в состав Великого княжества Литовского. О развитии уровня культуры Литовско-Белорусского государства в то время свидетельствует развитие книгопечатания. Его возникновение было связано с деятельностью выдающегося белорусского первопечатника, просветителя и гуманиста Франциска Скорины (1490–1541).

Ф Скорина первый из славян получил степень доктора медицинских наук в Падуанском университете. Печатную деятельность он начал в 1517 г. Им было напечатано 19 личных книг под общим названием «Библия русская», затем «Малая подорожная книжица». Издавая библейские книги, Скорина ставил перед собой просветительские, а не религиозные цели. Библию он расценивал как учебное пособие, которое учит людей читать, думать, отличать добро и зло. Скорина проповедовал любовь к Родине. В предисловии к своим книгам он обращался к читателям: «Братья Русь», говоря тем самым о единстве славянских народов. Идеалом Скорина считал мыслящего, интеллектуального, целенаправленного человека. Важнейшим моральным качеством человека в соответствии с христианской моралью он считал «любовь к ближнему».

Скорина положил начало распространению книгопечатания. В XVI в. были основаны типографии в Гродно, Полоцке, Минске, Пинске, Могилеве, Ошмянах, Заславье, Белиничах. Печаталась грамматика, буквари. В 1569 г. последователи Скорины Иван Федоров и Петр Мстиславец открыли типографию в Несвиже и наладили печатание книг на старославянском языке.

Православным духовенством при церквях и монастырях создавались школы, в которых в основном учились дети церковников и иностранных граждан. Их готовили для организации деловых связей, хозяйственной деятельности.

К этому периоду относится деятельность Миколы Гусовского (1470–1533) и Симона Будного. М Гусовский – поэт-гуманист в своем творчестве призывал к объединению разные по вере и культуре народы европейских стран перед угрозой татарского нашествия, отрицательно относился к междуусобным войнам. Он выступал за идеи патриотизма, гармоничных отношений человека и природы. С большой любовью он писал о природе родного края, о народных традициях, о жизненных трудностях простого народа.

Симон Будный (1530–1593)– педагог и ученый. Занимался проблемами совершенствования школьного образования, выступал за право на образования простого народа. Он выступал против схоластической школы, которая отрицательно относилась к национальному языку и признавала только латынь. Родному языку он придавал большое значение. Исходя из устоев народной педагогики, Будный считал основой воспитания трудовую деятельность.

В XVI в. на Беларуси и Украине возникли братства – организации, которые стали оплотом объединения белорусского, русского и украинского народов. Братства стали открывать свои школы. Первая возникла в Вильне в 1584 г., вторая – во Львове в 1586. В Полоцке мощное братство создалось при Богоявленской церкви. При ней была построена братская школа. Во второй половине XVII в. в ней обучал детей выдающийся белорусский педагог, философ и писатель Симеон Полоцкий (1629 –1680), который закончил Киево-Могилянскую академию.

На первое место в братских школах ставилось обучение национальному языку. Педагогами братских школ в XVI – XVII в.в. были разработаны славянские грамматики: «Граматыка доброглаголевого

Похожие материалы

Информация о работе