Голосеменные. Общая характеристика и особенности строения.

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Урок № 1.

Тема: «Голосеменные. Общая характеристика и особенности строения.»

Цель: Изучить особенности строения голосеменных растений, выявить какие жизненные формы характерны для голосеменных.

Задачи:

Ø Образовательная:сформировать у учащихся знания об особенностях строения семенных растений, классификации голосеменных растений;

Ø Воспитательная: содействовать в ходе урока эстетическому, экологическому воспитанию, способствовать формированию научного мировоззрения;

Ø Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, познавательный интерес, умение анализировать материал, обобщать и делать выводы;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы.

Структура урока:

1.  Организационный момент – 1 мин

2.  Объяснение нового материала – 33 мин

3.  Закрепление нового материала – 10 мин

4.  Домашнее задание – 1 мин

Ход урока:

  I.  Организационный момент.

(Подготовка учащихся к уроку, Объявление теммы урока, его цели, проверка отсутствующих.).

  II.  Объяснение нового материала.

Голосеменные – это растения, у которых образуются семена, но не формируются цветы и плоды. Семена у них размещаются открыто на листообразных чешуйках, собранных в шышки (отсюда и название – Голосеменные). Эти растения шыроко распространены и играют важную роль в формировании растительного покрова нашей планеты.

Голосеменные – вечнозеленые, реже листопадные деревья и кусты. Есть среди них и лианы. Трав среди голосеменных нет. Наиболее большой группой среди их являются хвойные – это сосны, ели, лиственницы, пихты и др.

Строение хвойных имеет  характерные особенности. Корневая система хорошо развита, стержневого типа. Главный корень глубоко проникает в почву и крепко удерживает в ней растение. У растений которые живут на сырых почвах (например, ели), корни часто Размещены поверхностно.

Стебель хвойных снаружи покрыт корой, под которой размещается хорошо развитая древесина. Трахеиды выполняют опорную функцию и служат для перемещения воды с растворенными в ней веществами. За счет камбия стебель способен к утолщению.

У многих видов хвойных в коре и древесине имеются смоляные ходы. Листья у большинства хвойных доволи твердые и имеют игольчатую форму. У ели, пихты колючки размещены на ветках по одной, а у сосны и лиственницы они собраны в пучки по несколько штук на сильно укороченных побегах.

У большинства хвойных листья живут несколько лет, а лиственницы – это листопадные растения.

  III.  Закрепление нового материала:

(ответить на вопросы):

1.  Какими жизненными формами представлены в основном голосеменные растения? (в основном это древесные растения, редко кустарники)

2.  Почему отдел получил название «голосеменные»?

(Семена лежат на чешуйках шишек ничем не прикрытые, голые, отсюда и название отдела).

3.  Кто знает как называется сосновый лес? (бор)

  IV.  Домашнее задание: § 44. Ст. 134 – 138.

Урок  № 2

Тема: «Размножение хвойных растений. Значение голосеменных.»

Цель: выяснение особенностей семенных растений; ознакомление с размножением голосеменных, усвоение понятий пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка.

Задачи:

Ø  Образовательные: изучить цикл развития голосеменных растений. Выявить преимущества развития семенных растений в отличие отспоровых растений

Ø  Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных качеств общей экологической культуры.

Ø  Развивающие: способствовать развитию интереса к биологии и закреплению практических навыков

Тип урока:комбинированный

Оборудование: Учебник,таблица « Жизненный цикл сосны».

Структура урока:

1.  Организационный момент (2 мин.)

2.  Проверка ранее изученного материала (12 мин.)

3.  Объяснение нового материала (15 мин.)

4.  Закрепление нового материала (9 мин.)

5.  Домашнее задание (2 мин.)

6.  Подведение итогов. Выставление оценок (3 мин.)

7.  Рефлексия учащихся (2 мин.)

Ход урока:

I.  Организационный момент. ( подготовка учащихся к уроку).

II.  Проверка ранее изученного материала.

А) Индивидуальный ответ ученика возле доски, с расказом о голосеменных.

Б) Фронтальный опрос по вопросам после параграфа.

III. Объяснение нового материала.

Размножение хвойных рассмотрим на примере сосны обыкновенной. У сосны в жизненном цикле закономерно чередуются два поколения: спорофит и гаметофит. Споры сосны отличаются по величине и свойствам. Мелкие споры называются микроспорами, из них создается мужской гаметофит. Большие споры – это мегаспоры, из которых развиваются женские гаметофиты.

Оказывается, у сосны есть специальные образования – шишки.

Мужские зеленовато-желтые шишки группами размещены возле основы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Биология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0