Анализ служебного эпизода с позиции стороннего наблюдателя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

конфликте могут принимать участие субъекты, которые лишь частично (например, по какому-то одному пункту предмета конфликта) втянуты в данный конфликт, и субъекты, которые вообще не являются противоборствующей стороной (например, посредники, наблюдатели), но при неквалифицированных действиях легко превращаются в оппонентов.

Гораздо сложнее обстоит дело с выявлением предмета конфликта, то есть того, за что или против чего борются между собой оппоненты. Если взять для анализа только открытую форму данного конфликта, которая наступает при вышеизложенном заявлении Степаниды Прокофьевны, то предмет конфликта совершенно ясен – Афанасий и Степанида Прокофьевна разошлись во мнениях по поводу отчета о работе за прошедший месяц. Но если рассматривать и скрытую фазу конфликта, которая началась с момента назначения Афанасия руководителем, то мы сталкиваемся с трудностями. Мы видим, что назначение Афанасия руководителем не нравится Степаниде Прокофьевне. Но этому может быть несколько причин. Во-первых, Степанида Прокофьевна может хорошо относиться к Илье Ильичу, предшественнику Афанасия. Тогда причина – сочувствие неудачам Ильи Ильича и расстройство от разлуки с ним. Во-вторых, Степанида Прокофьевна может плохо относиться к Афанасию. Тогда причина – неприязнь к новому руководителю. В-третьих, Степанида Прокофьевна могла ожидать, что на место руководителя назначат ее или кого-то из ее подруг. В этом случае причина – обида. Наконец, мы можем ошибаться относительно наличия скрытой фазы конфликта. Действительно, вполне возможно, что Степаниде Прокофьевне безразличен факт смены руководителя, но ее возмущает необходимость предоставления отчета о работе за прошедший месяц, так как она усматривает в этом личное оскорбление. Таким образом, мы видим, что либо одна из трех первых причин привела Степаниду Прокофьевну в состояние готовности к конфликту, а затем конфликт вспыхнул из-за незначительного повода (в требовании отчета о работе трудно увидеть оскорбление), либо то, что мы рассматриваем как повод, на самом деле является причиной. Вообще говоря, у нас недостаточно данных для четкого определения причин конфликта. Это создает дополнительные трудности при разрешении конфликта. Подробнее об этом речь пойдет в разделе “Возможные советы действующим лицам”.

Упомянув о причинах и поводах, нужно сказать несколько слов об условиях, в которых происходит конфликт. Несмотря на то, что Афанасий зарекомендовал себя как хороший специалист, он еще не обладает весом руководителя. Сотрудники отдела маркетинга в начале конфликта выступают в качестве наблюдателей, но в ходе развития конфликта могут встать на сторону одного из оппонентов. Это нежелательно, так как может привести к разрастанию и углублению конфликта. Если сотрудники поддержат Степаниду Прокофьевну, то Афанасий окажется в конфронтации с большим числом работников, что создаст неблагоприятную атмосферу в отделе маркетинга в целом и затруднит управление им (вспомним, что Афанасий не приказывает, а просит предоставить отчеты. Значит, используется демократический или, что менее вероятно, либеральный стиль руководства). Если же поддержку сотрудников отдела получит Афанасий, то это приведет Степаниду Прокофьевну к стрессу, и отдел (или фирма) может лишиться

Похожие материалы

Информация о работе