Художественно-графическое оформление проектов

Страницы работы

Содержание работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

Кафедра начертательной геометрии и графики

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ПРОЕКТОВ

Методические указания по курсу «Начертательная геометрия.

Инженерная графика» для студентов специальности 290300

«Промышленное и гражданское строительство»

Составители  Г. А. Баздеров

Л. Е. Бахтина

Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № 8 от 7.06.2004

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

специальности 290300

Протокол № 3 от 17.11.2004

Электронная копия находится

в библиотеке главного корпуса

ГУ КузГТУ

Кемерово 2005


ВВЕДЕНИЕ

В процессе архитектурно-строительного проектирования большое значение придается не только технической части проекта, но и отражению в нем чисто эстетических требований, предъявляемых к современному градостроению. Для придания изображаемому на чертеже строению большей наглядности, для подчеркивания рельефности элементов сооружения, наконец, для достижения наибольшего сходства чертежи с натурой служат различные приемы художественно-графического оформления проектов. Знания и умение использовать их в своей работе, необходимы инженеру-строителю любого профиля.

Целью настоящих методических указаний является знакомство студентов с некоторыми наиболее распространенными способами художественно-графического оформления проектов и техникой их исполнения, знакомство с работой в моно- и полихромией графике, с правилами нанесения антуража, что необходимо им как для выполне­ния графических заданий на первом курсе, так и для работы над курсо­выми и дипломным проектами.

1. ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ТЕХНИКА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

Диапазон художественно-графических средств оформления проектов широк и разнообразен. Применяются отмывка, работа сухой кистью, сплошная заливка прозрачными и непрозрачными красками, точечная тушевка, штриховка, набрызг при помощи аэрографа, торцевание по трафарету и шаблону, имитация, аппликация и другие способы, а также различные сочетания перечисленных методов. Рассмотрим технику некоторых, наиболее распространенных методов.

1.1. Отмывка

Отмывка является наиболее распространенным способом оформления проектов, а также основным методом обучения художественно-графическому оформлению строительных чертежей и проектов.

Для выполнения отмывки применяют акварельные краски или сухую тушь. Сухая тушь удобна тем, что не смывается и не расплывается при последующем смачивании окрашенной поверхности. В случае отсутствия сухой туши, можно применять обычную «химическую» тушь в растворе, но качество отмывки будет значительно хуже.

Акварельные краски выпускают в плитках, тюбиках, чашечках или ванночках. Удобнее пользоваться красками в чашечках или в ванночках. Акварельные краски состоят из тонкотертого красящего вещества и связующих материалов – клея, меда, глицерина и т. п. Лучшими считаются краски на меду.

Акварельную краску или тушь разводят в воде до получения светлой окраски раствора. Полученный раствор рекомендуется про­фильтровать.



Для нанесения на бумагу красящего раствора применяют кисти с мягким ворсом (колонковые, беличьи, хорьковые). Акварельные кисти выпускают разных размеров (номеров) – от 0 до 24 включительно. Крупные кисти (№ 14–20) используют для заливки больших плоскостей, а средними и мелкими (№ 6–8 и мельче) отмывают мелкие детали. К качеству кисти предъявляются строгие требования. У кисти хорошего качества, после смачивания и последующего встряхивания ее, кончик должен быть острым (рис. 1.1, а). Если у кисти образуется несколько кончиков или ее конец собирается лопаточкой, такая кисть для работы непригодна (рис. 1.1, 6). Кисть нельзя оставлять в стакане ворсом вниз, так как она от этого портится. Ее следует класть на подставку (рис. 1.1, в).


Бумагу для выполнения отмывки желательно выбирать с крупнозернистой поверхностью, хорошо впитывающей влагу. Чтобы во время работы бумага не коробилась, ее рекомендуется укреплять на картонный планшет или, еще лучше, на жесткий подрамник. Крепление бумаги к подрамнику осуществляют следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2

Бумагу, размер которой берут несколько больше размера планше­та, накладывают лицевой стороной на планшет. Свисающие края ее слегка отгибают вниз и, перевернув бумагу на обратную сторону, обильно смачивают при помощи губки или ватного тампона, оставляя сухими отогнутые края. Смачивать нужно до образования равномерной блестящей влажной поверхности, без образования жировых осушенных мест. Смоченную водой бумагу, лицевой (смоченной) стороной вверх, накладывают на планшет и, слегка натянув, плотно прижимают ее смазанные клеем края к боковой торцовой кромке планшета. Для верности, можно с торца закрепить бумагу кнопками. Сушат бумагу в горизонтальном положении в естественных условиях, подальше от отопитель­ных приборов и прямых солнечных лучей. Рабочее место для выполнения отмывки должно быть заранее подготовлено. Планшет устанавливают на столе с утлом наклона к поверхности стола в 20–30°. При более крутом наклоне красящий раствор будет самопроизвольно скатываться по бумаге, а при более пологом – растекаться по ее поверхности. Справа от планшета помещают сосуды с красящим раствором и чистой водой для промывки кистей. Слева от планшета кладут чистую тряпочку для отжатия и вытирания кисти. Необходимо еще приготовить небольшой листочек бумаги для пробы цвета, желательно того же сорта как на планшете.

При отмывке фасадов и перспектив сооружений, краска наносится не только ровным слоем, а с постепенным переходом от светлого тона к темному, и наоборот. Для усвоения указанных приемов, необходимо выполнить следующие упражнения.

На листе формата А3 вычерчивают карандашом прямоугольники необходимой разметкой, как показано на рис. 1.3.

Рис. 1.3


Упражнение 1. Равномерная окраска поверхности. Прежде чем приступить к отмывке, необходимо подлежащую окраске поверхность бумаги слегка смочить водой, а затем дать подсохнуть до исчезновения влажного блеска на листе. Увлажненная бумага не впитывает воду, и тогда красящий раствор равномерно ложится на поверхность листа.

Начинают отмывку с верхнего левого угла рисунка (рис. 1.4, а), равномерно прогоняя красящий раствор по бумаге вниз вправо. На кисть нужно брать большое количество раствора, чтобы в нижней части мазка образовывался натек. Кисть как бы сгоняет красящий раствор вниз. По мере истощения натека его следует постоянно насыщать раствором. Остаток раствора у нижнего края окрашиваемой поверхности снимают отжатой или сухой кистью (рис. 1.4, в) Вторично покрывать свежеокрашенную бумагу нельзя, необходимо дать ей подсохнуть (до исчезновения влажного блеска), а затем наносить последующий слой краски. Для достижения необходимой силы тона окрашиваемой поверхности раствор наносят, обычно в два-три слоя. По достижении желаемого тона, поверхность, при необходимости ретушируется. Темные точки удаляют острозаточенной резинкой, а светлые закрашивают методом сухой кисти.

Похожие материалы

Информация о работе