Создание по фотоснимкам топографического плана местности для решения инженерных задач, страница 3

Метод включает в себя следующие основные процессы:

- аэрофотосъемка;

- определение координат опорных точек на местности и дешифрирование снимков;

- фотограмметрическое сгущение опорной сети;

- трансформирование снимков и составление фотоплана;

- съемка рельефа и дешифрирование контуров на фотоплане.

В зависимости от способов съемки рельефа (на фотопланах, фотосхемах или отдельных снимках)  при комбинированном методе применяют две технологические схемы [1]:     

 1. Контурная часть плана создается на основе фотоплана, а съемка рельефа выполняется обычными наземными методами одновременно с дешифрированием и досъемкой не изобразившихся на фотоплане объектов.

 2. Контурная часть плана составляется на универсальных приборах в виде графических планов при камеральном дешифрировании всех изобразившихся на аэроснимках объектов, а съемка рельефа выполняется наземными измерениями, при этом уточняются данные камерального дешифрирования и производится досъемка отсутствующих на графическом плане объектов.

Съемку рельефа целесообразнее производить на основе фотоплана(для создания фотоплана используем фототрансформатор SegV), следовательно для создания плана следует применить первую схему комбинированного метода фототопографической съемки.

4.Обоснование требований к аэрофотосъемке.

Аэрофотосъемкой называется фотографирование участков земной поверхности с летательного аппарата с целью создания топографических планов или для выполнения народнохозяйственных задач. Аэрофотосъемка выполняется в соответствии с инструкцией [2] и с учетом намеченного метода аэрофототопографической съемки и характеристики района работ.

Фокусное расстояние съемочной камеры, масштаб снимков и их качество должны обеспечивать возможность создания достаточно подробной и точной карты при наименьшем объеме полевых и камеральных работ.  От этих взаимосвязанных параметров зависят объем, стоимость и сроки выполнения работ по созданию топографических карт и планов. 

Поскольку фотоплан будет создаваться на фототрансформаторе SegV, то в соответствии с инструкцией [2] аэрофотосъемку следует выполнять  аэрофотоаппаратом с фокусным расстоянием f=100 или f=200 мм.

Смещение точки снимка, вызванное рельефом местности определяется по формуле:

где h – превышение точки местности над начальной горизонтальной плоскостью; m – знаменатель масштаба снимка; r  - радиус-вектор, соединяющий точку снимка с главной точкой, f – фокусное расстояние фотокамеры.

Из этого равенства следует, что  смещение точки снимка, вызванное рельефом местности, меньше если фокусное расстояние больше, следовательно целесообразнее использовать АФА с f=200 мм. Это позволяет во многих случаях исключить трансформирование снимков по зонам или уменьшить число зон.

Масштаб фотографирования в соответствии с инструкцией[2]должен быть равным 1:20000, тогда высота фотографирования однозначно определится по формуле:

H=f,

где - высота фотографирования;-фокусное расстояние фотокамеры;

-знаменатель масштаба съемки.

H=4000 м.

Аэрофотосъемку следует выполнять c применением гиростабилизированной  установки, статоскопа и радиовысотомера,

Аэрофотосъемка выполняется прямолинейными и параллельными маршрутами с направлением: “запад-восток” или “север-юг”. Маршруты должны быть непрерывны и параллельны границам съемочного участка, а оси крайних маршрутов должны совпадать с границами участка. На каждом маршруте соседние аэрофотоснимки перекрываются друг с другом, и величины перекрытий составляют: для продольного-60 % , а для поперечного-30% В качестве носителя аэрофотосъемочного оборудования используется самолет Ан-2, который предназначен для аэрофотосъемки в крупном масштабе.