Технология создания по фотоснимкам топографического плана (карты) местности, страница 3

Подготовительные работы включают в себя сбор существующих карт, справочников, географических описаний, других материалов, в результате которых определяем параметры аэрофотосъёмки и технологию основных видов работ.

Также в этот вид работ входит подготовка приборов и оборудования; составление проекта полевых работ; рекогносцировка местности; выбор места расположения базисов фотографирования, контрольных пунктов, точек сгущения опорной сети и т. п.

Расчёт оптимальных параметров аэрофотосъёмки.

Технические условия аэрофотосъёмки определяем расчётными величинами параметров аэрофотографирования (высотой, масштабом фотографирования, фокусным расстоянием аэрофотоаппарата),  значениями продольного и поперечного перекрытий. Для данного объекта подбираем время аэрофотографирования, тип аэроплёнки и светофильтров, скорость полёта самолёта, продолжительность выдержки и т. п.

Основными факторами, определяющими технические условия аэрофотосъёмки, являются вид окончательной продукции и выбранная технологическая схема её изготовления.

Удельный вес аэрофотосъёмки по затратам времени и средств в общем комплексе аэрофотогеодезических работ небольшой. Однако правильность выбора технических условий аэрофотосъёмки, качество выполнения этого вида работ решающим образом влияют на стоимость и качество конечной продукции.

Полевая маркировка.

При выполнении аэрофотосъёмки полевую маркировка пунктов опорных геодезических сетей производим на участках, на которых мало четких контуров для опознавания.

Маркируемые опознаки должны располагаться таким образом, чтобы во время фотографирования они не закрывались тенями от близлежащих высоких предметов или их перспективными изображениями. Обязательным условием при выборе материала для маркирования является обеспечение максимального контраста маркировочного знака с  окружающим фоном. Маркировочный знак должен быть таким, чтобы размер его изображения в масштабе аэроснимка был около 0,2 мм – для квадрата или круга и 0,4-0,5 мм – для креста. Для обеспечения попадания маркированных опознаков в заданные зоны аэроснимков, а также для более точного выхода самолёта на маршрут рекомендуется задавать или маркировать входные и выходные ориентиры маршрутов [9].

При маркировании ведётся журнал, в котором приводятся: дата, номер, назначение и описание маркируемой точки, тип знака, а для пунктов опорных геодезических сетей и абрис.

6. Содержание и основные требования к выполнению камеральных работ.

Плановая привязка аэрофотоснимков.

Плановая привязка аэрофотоснимков (АФС) состоит из комплекса работ, имеющих целью получение опорных точек для составления фотопланов и состоит из следующих этапов:

– составление проекта размещения зон опознавания на снимаемый участок;

– опознавание на АФС контурных точек, принятых в качестве опознаков, их закрепление на местности; контроль опознавания и геодезическое определение координат опознаков;

– вычислительные работы и составление каталогов координат опознаков.

Каждый аэросъёмочный маршрут должен быть обеспечен плановыми опознаками. Опознаки должны располагаться в тройном продольном перекрытии и в зонах поперечного перекрытия аэроснимков со смежными маршрутами [3].

Четкая контурная точка, легко опознаваемая на местности и аэрофотоснимке, координаты которой определены геодезическим методом, называется плановым опознаком. Полевые работы по определению координат опознаков называются привязкой опознаков. В качестве плановых опознаков используются знаки и контурные точки (углы тротуаров, аллей, дорожек, заборов, земельных участков и угодий, центры люков колодцев, пересечения дорог и тропинок, основания столбов, зданий и др.), которые опознаются с ошибкой не более 0,1 мм в масштабе плана и чётко изобразились не менее чем на двух аэроснимках каждого маршрута. В качестве опознаков максимально используются пункты опорных геодезических сетей и точки съёмочного обоснования, а также знаки границ землепользования.