Укладка и уплотнение горячей асфальтовой смеси, страница 9

В качестве примера, предположим, что существующая поверхность дорожного покрытия относительно компактная и плотная. Было определено, что остаточное количество битума на поверхности дорожного покрытия должно быть 0,18 л/м2. Если для липкого покрытия используется неразбавленная асфальтовая эмульсия марки SS-1, наносимое количество этого материала должно быть приблизительно 0,27 л/м2 из расчета 0,18 : 2/3 = 0,27. Если асфальтовая эмульсия SS-1 разбавлена равными частями воды, наносимое количество, требующееся для получения того же количества остаточного битума на поверхности дорожного покрытия, будет другим. Используя соотношение 1 к 1 при разбавлении, наносимое количество, исходя из остаточного количества 0,18 л/м2, будет 0,54 л/м2. Таким образом, при использовании разбавленной эмульсии в соотношении 1 к 1 на поверхность дорожного покрытия должно быть нанесено из гудронатора вдвое больше эмульсии, чтобы иметь то же количество остаточного битума после испарения всей воды.

Если не учитывать количество воды в асфальтовой эмульсии при определении наносимого количества из гудронатора, нужная степень адгезии может быть не достигнута. Слишком малое количество материала липкого покрытия не обеспечит достаточного сцепления между старым и новым слоями дорожного покрытия. С другой стороны, слишком большое количество может привести к подвижности верхнего слоя на существующей поверхности дорожного покрытия и вытеканию материала липкого покрытия через тонкий слой.

Если вместо асфальтовой эмульсии используется дорожный битум в качестве материала дорожного покрытия, остаточное содержание битума на поверхности дорожного покрытия должно быть таким же, что и наносимое количество. Так, если остаточного битума нужно порядка 0,18 л/м2,  наносимое количество из гудронатора должно быть также 0,18 л/м2.

Продолжительность расслаивания и затвердевания

Используемая в качестве липкого покрытия асфальтовая эмульсия имеет коричневый цвет, поскольку она содержит битум и воду. Спустя очень короткий период времени эмульсия будет расслаиваться (изменение цвета с коричневого на черный), и начнет испаряться вода. Скорость испарения зависит от типа и градации применяемой эмульсии, наносимого количества, температуры существующей поверхности покрытия и условий окружающей среды. После испарения всей воды про эмульсию говорят, что она должна «схватываться». Скорость затвердевания зависит от тех же условий, которые влияют на скорость расслаивания эмульсии. В большинстве случаев эмульсия будет затвердевать через 1-2 часа.

Существует спор насчет того, стоит ли укладывать горячую асфальтовую смесь на асфальтовую эмульсию до ее затвердевания, когда на поверхности дорожного покрытия еще остается вода. Даже больше спора вызывает условие, можно ли укладывать горячую асфальтовую смесь на асфальтовую эмульсию перед ее расслаиванием, когда битум и вода еще объединены друг с другом. В прошлом бытовало мнение, что эмульсия должна полностью затвердеть перед укладкой новой смеси на поверхность липкого покрытия. Однако опыт показал, что, как правило, новую смесь можно класть на не затвердевшее липкое покрытие и даже на не расслоившуюся эмульсию липкого покрытия без отрицательного влияния на эксплуатационные качества дорожного покрытия. В самом деле, в Европе эмульсионное липкое покрытие часто наносят на поверхность дорожного покрытия под асфальтоукладчиком из разбрызгивающей штанги, расположенной позади приводных колес асфальтоукладчика и перед потоком горячей асфальтовой смеси впереди разравнивающего бруса асфальтоукладчика. Эмульсия сразу же расслаивается при контакте с новой асфальтовой смесью. Обычно выделяется вода, из расчета 0,36 л/м2, проходящая в виде пара через рыхлый слой горячей смеси. Для существенного снижения температуры покрытия воды недостаточно.

Если есть уверенность в том, что асфальтовую эмульсию можно наносить на дорожную одежду до того, как она полностью затвердела и даже расслоилась, важно также, чтобы материал липкого покрытия оставался на поверхности дорожного покрытия для создания сцепления между слоями. Если материал липкого покрытия не затвердел, и по такому материалу проезжают многие грузовики, шины грузовиков будут захватывать большое количество этого материала и оставлять следы на автодороге. Значит, нужно, чтобы липкое покрытие либо затвердело до массового движения грузовиков по нему, либо интенсивность такого движения должна быть сведена к минимуму.

Если в качестве материала липкого покрытия используется битум, он будет очень быстро охлаждаться до температуры окружающей среды. Кроме того, поскольку в нем отсутствует носитель (вода), который мог бы испаряться, дорожное покрытие необходимо производить сразу же после нанесения битумного липкого покрытия.

Если верхний слой должен укладываться в условиях дорожного движения, липкое покрытие обычно наносится лишь на небольшое расстояние впереди асфальтоукладчика в пределах закрытой полосы дороги и достаточно далеко от него, чтобы липкое покрытие хорошо затвердело перед укладкой горячей асфальтовой смеси. Дорожное движение на участке липкого покрытия должно быть прекращено. Если асфальтируемая автодорога находится в непосредственной близости от дорожного движения, липкое покрытие может наноситься не менее, чем за 24 часа до укладки. Эта операция гарантирует полное затвердевание липкого покрытия перед укладкой смеси поверх него. При неотложных обстоятельствах, когда дорожное движение должно осуществляться по липкому покрытию до укладки верхнего слоя, поверхность липкого покрытия может быть присыпана тонким слоем песка во избежание захвата липкого материала автомобильными шинами. Количество засыпаемого песка должно быть в диапазоне от 2,2 до 2,4 кг/м2 в зависимости от количества наносимого материала липкого покрытия и градации песка. Избыток песка следует сметать с поверхности дорожного покрытия перед укладкой верхнего слоя, чтобы между этим слоем и существующей поверхностью обеспечивалось надежное сцепление.