Укладка и уплотнение горячей асфальтовой смеси, страница 4

Образование корки на поверхности смеси

Расстояние, на которое можно перевозить горячую асфальтовую смесь, не лимитируется. На максимальное расстояние влияют многие переменные параметры, но ключевыми факторами являются пригодность смеси для укладки покрытия при прохождении через асфальтоукладчик и способность смеси к уплотнению после укладки. Оба эти фактора в значительной степени зависят от температуры смеси.

Горячая асфальтовая смесь в массе, когда она ограничена пространством кузова грузовика, может сохранять нужную температуру в течение 2 или 3 часов. Скорость охлаждения смеси зависит от таких переменных параметров, как температура во время производства, температура окружающего воздуха и эффективность изоляции, используемой на бортах и дне грузовика. При перевозках на длинные расстояния без накрытия брезентом горячая асфальтовая смесь будет охлаждаться, и на ее поверхности будет образовываться корка. Корка служит изолирующим слоем для остальной смеси в кузове грузовика, и снижает скорость охлаждения внутри массы. Таким образом, до известной степени, образование корки может быть благоприятным фактором. Однако перед выгрузкой в асфальтоукладчик корку необходимо разбить, иначе на поверхности готового дорожного покрытия появятся разрывы и трещины.

Если смесь надежно укрыта брезентом, степень образования корки будет минимальной, потому что ветер будет оказывать значительно меньше влияния на скорость охлаждения смеси. Небольшая толщина корки, которая действительно образуется во время транспортировки, обычно полностью разламывается при выгрузке смеси из грузовика в асфальтоукладчик, подаче пластинчатым конвейером на шнеки и укладке под разравнивающим брусом асфальтоукладчика. При условии, что комья асфальтовой смеси не влияют на качество дорожного полотна сзади асфальтоукладчика, корка, образующаяся на поверхности смеси во время доставки, не будет сказываться отрицательно на долгосрочной эксплуатации смеси. Однако если сзади разравнивающего бруса будут видны комья смеси, необходимо изменять температуру производимой смеси, степень изоляции кузова грузовика, покрытие груза брезентом, график укладки дорожного полотна (в ожидании более высокой температуры окружающей среды) или любую

 комбинацию этих факторов. Уместно также использовать дополнительное транспортное средство (ДТС) для повторного перемешивания, что помогает разбивать комья.

Дождь

В дождливую погоду, когда смесь находится еще в грузовиках в ожидании выгрузки на участок дорожного строительства, требуется принимать адекватное решение. Одним из вариантов является прекращение дорожных работ и возврат смеси в грузовиках на завод с последующей утилизацией в более поздние сроки. Если дождь сравнительно небольшой и, вероятно, будет продолжаться в течение некоторого времени и если поверхность дорожного покрытия липкая и на ней нет воды, грузовики следует разгружать как можно быстрее и ставить каток непосредственно за асфальтоукладчиком, чтобы уплотнять смесь, пока она полностью не охладилась. Однако если на поверхности существующего дорожного покрытия есть лужи, укладку асфальтовой смеси продолжать нельзя.

Некоторые спецификации позволяют подрядчику укладывать смесь, перевозимую транзитом по автодороге, даже во время сильного дождя. Несмотря на то, что горячая асфальтовая смесь, укладываемая во время дождя, адекватно эксплуатируется в течение длительного времени, все же лучше воздержаться от укладки смеси, если идет сильный дождь, и поверхность дорожного покрытия слишком влажная или на ней появляется стоячая вода. С появлением утилизации дорожного покрытия, не уложенный материал можно довольно легко утилизировать позднее. Правда, транспортировка смеси обратно на завод, и последующая ее переработка потребуют дополнительных расходов. Смесь, укладываемая во время дождя, будет очень быстро охлаждаться в результате быстрого теплопереноса от смеси к влажной основе поверхности покрытия и охлаждения смеси самим дождем. Поэтому, очень трудно достичь надлежащей плотности смеси из-за низкой температуры. Недостаточное уплотнение, и, стало быть, высокое содержание воздушных пустот в смеси, ведет к плохому качеству дорожного покрытия.

Если дождь кратковременный (быстро проходящий ливень), смесь может находиться в грузовике вместо выгрузки в бункер асфальтоукладчика. После ливня и отсутствия луж на поверхности существующего дорожного покрытия смесь должна быть уложена на новый участок. Как уже отмечалось, вследствие массы смеси в кузове грузовика, смесь будет охлаждаться медленно, если груз надежно укрыт брезентом (в кузов не попадает вода). После того, как закончится дождь и удалены лужи с поверхности дороги, смесь может быть разгружена из ожидающих грузовиков в асфальтоукладчик и уложена. При условии, что сзади разравнивающего бруса не появятся комья смеси, и катки смогут хорошо уплотнять смесь, все же будет отмечаться небольшое отрицательное воздействие на поверхность покрытия из-за пребывания смеси в кузове грузовика даже в течение 2 или 3 часов в зависимости от условий окружающей среды.

Соударение с асфальтоукладчиком

При использовании самосвала с задней или с донной разгрузкой для доставки смеси к асфальтоукладчику, водитель самосвала должен подъезжать к укладочной машине, но останавливаться так, чтобы не задевать асфальтоукладчик. Когда самосвал подъехал, чтобы остановиться, и водитель освободил тормоза, оператор асфальтоукладчика должен продвинуть машину вперед, захватывая остановившийся грузовик. Суть этой операции заключается в том, что асфальтоукладчик захватывает грузовик вместо того, чтобы грузовик сдавал назад и ударялся об асфальтоукладчик. Такая операция уменьшит падение разметок разравнивающего бруса и улучшит гладкость покрытия.  Учитывая тот факт, что в большинстве штатов США сейчас соблюдаются спецификации в отношении гладкости поверхности, необходимо добиваться того, чтобы разгрузка самосвалов не вызывала проблем. После разговоров, почему важно не толкать асфальтоукладчик грузовиком, многие водители будут применять правильную методику разгрузки.