Тени. Перспектива. Проекции с числовыми отметками: Программа, методические указания и контрольные задания, страница 2

- тень от вертикальной прямой (горизонтально проецирующей) на горизонтальную плоскость совпадает с горизонтальной проекцией светового луча (рис. 3.6, прямая AB), а тень от фронтально проецирующей прямой на фронтальную плоскость –
совпадает с фронтальной проекцией луча (рис. 3.6, прямая CD); тень от отрезка прямой, параллельного какой-либо плоскости,
на эту плоскость равна и параллельна этому отрезку (рис. 3.6, прямая EF);

Рис. 3.6

- длина тени от отрезка прямой общего положения  может меняться от нуля (прямая совпадает с направлением светового луча – тень от прямой представляет собой точку) до бесконечности (лучи света параллельны плоскости, на которую падает тень);

- тень от прямой может падать сразу на несколько плоскостей (рис. 3.6, прямая KL);

- тень от плоской фигуры на параллельную ей плоскость подобно расположена и равна самой фигуре;

- при построении падающей тени от одного предмета на другой можно пользоваться методом обратного луча, который заключается в следующем: если на плоскости пересекаются тени от двух прямых, то через точку их пересечения можно провести луч в направлении источника света до пересечения с каждой из прямых – первая точка в направлении обратного луча будет падающей тенью от второй точки (рис. 3.7).

Рис.3.7

Пример выполнения листа 1 показан на рис. 3.8.

Рис. 3.8


3.3. Лист 2

На листе 2 решаются задачи на построение перспективы схематизированного здания и теней в перспективе. Лист рекомендуется расположить горизонтально. Исходные данные берут на рис. 3.3. Удобно для этой цели использовать план и фасад, уже построенные на листе 1. Можно скопировать изображения с листа 1 на кальку и на ней выполнять построения, связанные с определением проекционного аппарата, или на отдельном листе построить подобное изображение. Кальку или лист, на которых будут выполнены построения, следует приложить к контрольной работе.

Обводку линий построения перспективы и границ собственных и падающих теней следует выполнять очень тонкими линиями карандашом твёрдостью 2Т или Т. Обводку линий видимого контура и границ теней – карандашом твёрдостью ТМ или М. Линии невидимого контура, если они не нужны для построений, не обводят. Собственные и падающие тени в перспективе следует заштриховать или окрасить, как на листе 1.

Требуется. Построить перспективу схематизированного здания и тени в перспективе.

Указания к заданию. При построении перспективы нужно руководствоваться следующими правилами.

1. Для точек, расположенных в картинной плоскости, перспектива основания всегда лежит на линии основания картины.

2. Перспектива бесконечно удалённой точки расположена на конечном расстоянии, а перспектива основания такой точки всегда лежит на линии горизонта.

3. Перспектива и перспектива основания, для точки лежащей в плоскости оснований, совпадают.

4. Прямые общего положения удобно задавать двумя точками – точкой схода (бесконечно удаленной точкой прямой) и картинным следом (точкой пересечения прямой с картинной плоскостью).

5. Параллельные прямые имеют общую точку схода. Точка схода горизонтальных прямых лежит на линии горизонта, точка схода восходящих прямых – выше горизонта, точка схода нисходящих прямых – ниже горизонта.

6. Главная точка картины является точкой схода прямых, перпендикулярных к картинной плоскости.

7. Перспективы прямых, параллельных картинной плоскости, параллельны самим прямым. В частности, перспективы вертикальных прямых (при вертикальной картинной плоскости) вертикальны.

8. Для построения перспективы точки удобно использовать две прямые (обычно частного положения), проходящие через эту точку. Перспектива точки определяется в пересечении перспектив прямых, проходящих через эту точку.

Построение перспективы объекта методом архитекторов целесообразно выполнять в такой последовательности. Намечают на фасаде линию горизонта h исходя из условия, что высота горизонта не должна превышать 1/3 высоты здания (рис. 3.9).

На плане намечают положение точки S1 так, чтобы удачно проецировались как главный, так и боковой фасады здания. При этом угол между крайними, охватывающими изображение, лучами (1) должен быть в пределах от 20 до 40 градусов. Наилучшее изображение получается при величине этого угла в 30 градусов. Разделим этот угол биссектрисой и перпендикулярно к ней проведём линию основания картины (3). Целесообразнее провести её через ближайший к точке S1 угол здания. Угол между линией основания картины и фасадной плоскостью объекта, обычно, принимается в пределах от 25 до 30 градусов. Точка пересечения биссектрисы (2) с картинной плоскостью (главная точка картины) должна быть расположена вблизи центра композиции изображения. Расстояние от точки S1 до основания картины определяет ширину перспективного изображения. Если оно велико, нужно приблизить точку S1 к основанию картины, если мало – отдалить. Изменить перспективное изображение можно, кроме того, путём пропорционального увеличения или уменьшения всех величин, взятых с ортогональных проекций, в одно и то же число раз.

Рис. 3.9

Затем определяют положение точек схода (F11, F12) прямых доминирующих направлений, в данном случае продольных (4) и поперечных (5) линий здания. Точки схода на перспективном изображении, при его увеличении, могут быть расположены за пределами листа бумаги.

Целесообразно все параллелепипеды, образующие объект, по отношению к картине разделить на два класса: соприкасаемые и несоприкасаемые с картиной.

Лучи (6) фиксируют на картине перспективные изображения вершин объекта. Для параллелепипедов, не соприкасающихся с картиной, с помощью прямых (7) или (71) находят точки (N0i) пересечения продолжения их рёбер с картиной.

Построение перспективного изображения следует начать с построения основания (плана) здания, а затем, используя масштаб высот, строят объёмное изображение. Часто бывает удобно использовать для построения перспективного изображения опущенный план (вторичную проекцию здания на горизонтальную плоскость, параллельную предметной, но расположенную ниже её). Расстояние между предметной плоскостью и плоскостью опущенного плана может быть произвольным.

На линию основания картины (1) с плана, с помощью разметочной полоски бумаги, переносят точки 10, …, n0, N0i, а также F11 и F12. На высоте h от основания картины проводят линию горизонта (3). С помощью линий связи (4) на линии горизонта (3) строят точки схода F1 и F2. Далее в зависимости от типа  параллелепипеда выполняется одна из двух стандартных схем построения перспективы: схема А для соприкасающегося объекта или схема Б для несоприкасающегося объекта. В обеих схемах первоначально строится перспективное изображение пучка параллельных прямых (1), проходящих через вертикальные рёбра объекта, далее перспектива рёбер нижнего основания (вторичная проекция) объекта, а затем верхнего.