Символизм рубежа XIX-XX веков. Неоромантизм в литературе рубежа XIX-XX веков. Эстетизм. Модернизм XX века. Авангардистские течения 1910-1920-х годов

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Вопрос №31.Символизм рубежа XIX-XX веков.

Символизм-направление в литературе рубежа XIX-XX веков. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир-тень, символ мира идей и постижение этого высшего мира возможно лишь через интуицию, а не с помощью разума. Распространение этой концепции связано с разочарованием философского позитивизма, следовательно, символизм- это реакция на натурализм. Основы этого художественного метода закладываются в 60-е годы XIX века. Стихи символистов этого периода вносят бунтарский характер. В 70-е годы символизм  сближается с декадансом - отстранение от ценностей  расцвета жизни к ценностям жизненного упадка.

П. Верлен (1844-1896). Первое из его стихотворений «Смерть» было написано ещё в лицее. В дни Парижской Комунны Верлен знакомится с Рембо. С 1872-1881г. Верлену удалось опубликовать только один сборник стихов «Романсы без слов». Пейзаж окружающего мира -  это символ пейзажа человеческой души.  Его жизнь, алкоголь привели к трагическим событию в июле 1873 года в Брюсселе Верлен дважды выстрелил и серьёзно ранил Рембо. Несмотря на то что рана не была смертельной, суд приговорил Верлена к двум годам тюрьмы. В 80-е годы Верлену приходит настоящая слава- сборник «Далёкое и близкое»(1884г). Одним из центральных является стихотворение «Манифест». Главное требование Верлена к поэзии- она должна быть подобна музыке. Как музыка неопределённо и рационально устремлена к иному, идеальному миру, так и поэзия должна соответствовать этому требованию.

А.Рембо (1854-1891). 3 периода творчества:

1 период: «Спящий в ложбине», «Зло». Выступает как символист, у которого главный образ как бы просвечивается сквозь остальные образы. В «Спящий в ложбине» показывается уход из жизни жестокого мира, который является и оказывается истинной жизнью-слиянием с природой.

2 период: (Май-Декабрь 1871г.) характеризуется резким усилением трагического звучания его поэзии. «Пьяный корабль»-развёрнутая метафора поэта-корабля, оставленного без команды. Финал стихотворения полон глубокого разочарования.

3 период: (1872-1873) символистический сонет «Гласные»- стихотворение представляет поток свободных ассоциаций.

Вопрос №32. Неоромантизм в литературе  рубежа XIX-XX веков.

Термин неоромантизм возникает в конце XIX века и связан с традициями романтизма. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности. Реакция на крайности натурализма и декадентства. Идеалом неоромантизма является сильная, яркая личность, они утверждали мечты и реальность, обыденного и возвышенного. Согласно взглядам неоромантиков все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной, реальной действительности, но под особым углом наблюдения - если смотреть сквозь призму иллюзии.

Неоромантизм неоднороден и в каждой стране свои особенности направления:

Немецкий и Австрийский неоромантизм сложились под влиянием творчества композитора Р. Вагнера.

Особенности немецкого неоромантизма:

1.  Материализация мечты иногда противостоит обыденной действительности, а иногда сливается с ней.

2.  Абстрагирование идеала от конкретного социального содержания.

3.  Противопоставление образа художника обществу и обстоятельствам.

Английский неоромантизм представляет сложный феномен. «Чистых» неоромантиков в английской литературе не было. У Киплинга, Стивенсона и Конон Дойля наряду с реалистическими рассказами соседствуют романтические зарисовки.

В целом для европейского неоромантизма характерной является замена образа героической личности незаметным героем. Сюжет неоромантического произведения выставлен как напряжённая интрига в которую попадает герой. Произведения лишены конкретного социально-исторического сочетания, вместо них выступают природные стихии.

Вопрос №33. Эстетизм.

Течение в эстетической мысли и искусстве зарождается в 70-е годы и сформировывается в 90- годы. В XX века утратило свои позиции и слилось с модернизмом. Ярче всего проявляется в Англии в творчестве писателя О. Уальда(1854-1900). Родился в Дублине в семье известного врача. В 1881 году издаёт в Лондоне свои «стихотворения», близкие по духу к символизму. В 1882году совершает поездку в США и читает лекции по эстетике. В 80-е годя становится редактором журнала «Женский мир». В этот период складывается эстетическая концепция Уальда- суть её в парадоксальности утверждения первичности искусства. Из-за любви к Лорду Дугласу, которая стала причиной публичного скандала, оказываются, зачёркнуты блестящие перспективы писателя. Он был обвинён в безнравственности и с 1895-1897 пребывал в тюрьме. В 1900 году умер в Париже.

Первое значительное достижение-книга «Счастливый принц и другие сказки»(1888г). В этих сказках даётся прямое утверждение единства красоты и морали. Внешней красоте противостоит внутренняя  красота, которая символизирует доброту, а доброта выражается в поступке, но последствия поступка могут быть разными. В «Счастливом принце» статую принца прониклась жалостью к нищим, и она отдаёт все свои драгоценные камни. В итоге городские власти отправляют изуродованную статую на переплавку, но всё это совершенно не важно, т.к доброта, как внутренняя красота, самоценна.

Высшим проявлением эстетизма является «Портрет Дориана Грея». Тему романа можно сформулировать, как искушение отождествить искусство и жизнь, это отождествление приводит к разрушению и искусства и жизни. Красота встречается и в жизни, подтверждением чему является красота Дориана Грея, немеркнущая красота исполненная Дорианом для получения жизненных удовольствий. В результате его внутренняя красота разрушается. Он перестаёт испытывать чувство любви и дружбы, он становится виновником самоубийства, влюблённой в него девушки, затем и убийцей художника своего портрета.

Вопрос № 34. Модернизм XX века.

Модернизм XX века - общее название разнородных направлений, объединённых своим противопоставлением реалистических и романтических моделей- это стремление разрушить традиционные консервативные формы искусства и создать новый художественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человека. Характер модернизма тесно связан с общекультурной ситуацией рубежа веков. Это время отмечено разрушением старых систем, переоценкой культурных ценностей, общим ощущением неустойчивости, нестабильности мира и страстным желанием найти первоосновы всего мироздания и человеческого существа. В основе философских взглядов лежит теория относительности Эйнштейна и идеи психологизма Фрейда.

Модернисты на протяжении XX века ищут первооснову, как в жизни, так и в искусстве. Здесь кроется глубокая причина противостояния модернизма и реализма:

1.  Модернисты пытаются найти первоосновы, а реалисты стремятся создать целостную картину бытия.

2.  У модернистов часть (первоэлемент) стал больше и важнее целого. В реализме напротив целое гораздо важнее любой части.

Вопрос №35. Авангардистские течения 1910-1920-х годов.

Слово авангарда означает впереди. С 1853года это слово стало употребляться для обозначения литературного движения. Оно покрывает лишь часть явлений, обозначаемых словом модернизм. В разных странах авангардизм приобрел различные формы выражения. В Швейцарии- дадаизм, в Германии- экспрессионализм, в Италии и в России- футуризм, во Франции- сюрреализм.

1.  Дадаизм (деревянная лошадка) возник в Швейцарии. Основоположник: Тристан Тзара. Основы дадаизма в иррационализме, эпотаже, бессмысленном, случайном сочетании звуков, слов и предметов. За этими парадоксами моно усмотреть своеобразный, анархический протест против I Мировой войны. За всеми этими случайностями в звучании, подборе образов можно усмотреть ироническую пародийность отражения человеческой жизни на фоне войны. Идеи дадаизма привлекли многих писателей, которые в дальнейшем стали сюрреалистами, а дадаизм сходит на нет.

2.  Сюрреализм- попытка найти первоэлементы искусства и детально их проанализировать. Сюрреализм- сверхреализм. Основоположник: Гейон полинер. На основе детального анализа элементов искусства сюрреалисты стремились создать особую художественную реальность, при этом используя принципы: детального рассмотрения элементов, соединённых в одной картине разнородных элементов, следование не логике, а подсознательным импульсам художника, поэтому главный приём- монтаж на основе далёких ассоциаций, в результате вместо системы образов появляется система символов, имеющая, в отличии от образов, неограниченное количество интерпретаций, т.е. это новый способ моделирования действительности, сюжетная линия исчезает.

3.  Экспрессионализм- модернистское  направление , характерное для немецкой литературы. Термин возник в 1906 году, от Французского экспрессион – выражение. Экспрессионалисты выступили против негативных сторон жизненного уклада, чтобы изменить действительность. Искусство должно по-новому истолковать её. Особую роль может сыграть поэзия и драматургия. Новое истолкование действительности в искусстве называется принципом активации искусства, этот принцип демонстрируется во всём, часто проявляется в позёрстве  персонажей, резким отсутствием традиций, в эпотажном оформлении спектаклей.

Пример: включение в спектакли особо резкой музыки, чтобы вывести зрителя из себя.

В их произведениях много абстрактного и действительны не жизненные персонажи, а стереотипы: капиталистический, рабочий, крестьянский. Рассмотренные ситуации также обобщены.

Похожие материалы

Информация о работе