Ремонт и усиление искусственных сооружений. Тоннели (Последние разделы учебного пособия), страница 6

ной менее 300 м. При большей длꍲне тоннеля уклон несколько сокращается умножением на следующие коэффициенты, завися­щие от длины тоннеля: от 0,3 до 1 км на 0,9; от 1 до 3 км — на 0,85; свыше 3 км — на 0,8—0,75.

В двускатных тоннелях длиной от 200 до 400 м допускаются горизонтальные площадки как разделительные между двумя ук­лонами, направленными в разные стороны.

Продольный профиль проезжей части автодорожных тоннелей длиной до 300 м проектируют односкатным, а длиной более 300 м односкатным или двускатным с уклонами не менее 3%о и не более 40%о. При длине тоннеля до 500 м, располагаемого в трудных то­пографических и инженерно-геологических условиях, допускается увеличение продольного уклона до 60 %0. Расположение железно­дорожных тоннелей в плане должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к открытым участкам железнодорожной линии. Радиус кривых в плане для автодорожных тоннелей должен быть не менее 250 м и в исключительных случаях при технико-экономи­ческом обосновании — не менее 150 м.

Предпочтение следует отдавать расположению железнодорож­ных и автодорожных тоннелей на прямых участках дорог.

Метрополитены. Размеры станций и прочих обустройств при­нимаются в зависимости от пропускной и провозной способности, которую для линий метрополитена принимают 40 пассажирских поездов в час. При проектировании линии метрополитена в плане их следует размещать, как правило, вдоль основных магистралей города по кратчайшим направлениям. Радиусы кривых в плане должны быть не менее: для главных путей 600 м, для служебных путей— 150, для парковых путей — 75 м.

Расстояние от поверхности земли до верха конструкции под­земных сооружений метрополитенов следует принимать: над плат­форменной частью колонной станции — не менее 2,5 м; над платформенной частью односводчатои станции, подземными вести­бюлями и подуличными переходами —не менее суммарной толщи­ны дорожного уличного покрытия и теплоизоляционного слоя, обеспечивающего защиту сооружения от промерзания; над пере­гонными тоннелями в местах пересечения магистральных улиц и дорог общегородского значения — не менее 3 м.

Профиль линий метрополитенов определяется глубиной зало­жения станций, инженерно-геологическими и топографическими условиями местности. Профильный уклон участков линий и рель­совых путей на подъемных, а также закрытых наземных участках метрополитенов должен быть не более 40 %0, а на открытых на­земных участках — не более 35%о. Продольный уклон тоннелей станций и перегонов, закрытых наземных участков линий, а так­же рельсовых путей метрополитена должен быть не менее 3%о-Длину элемента продольного профиля следует принимать не менее

418


расчетной длины поезда на перспективу. Длина прямой вставки в элементе продольного профиля между смежными концами вер­тикальных кривых должна быть не менее 50 м.

Пути в тоннелях метрополитена, предназначаемых для отстоя и оборота поездов, следует располагать на уклоне 3%0 с подъе­мом к станции. Отстойные пути в электродепо располагают на горизонтальной площадке или на уклоне не более 1,5%о.

Станции и вестибюли метрополитена следует располагать на прямых участках пути, а в профиле, как правило, — на возвыше­ниях. В трудных условиях допускается размещение наземных станций и станций мелкого заложения в плане на кривых участ­ках пути радиусом не менее 800 м. Станции следует располагать на односкатном продольном уклоне, равном 3°/оО, или располагать на горизонтальной площадке при условии обеспечения отвода воды. Расстояние между станциями принимают, как правило, в пределах 1—2 км. С увеличением расстояния возрастает скорость поездов, но ухудшаются условия их подхода к станциям на по­верхности.

Платформы станций, как правило, проектируют островными. В трудных условиях при достаточном технико-экономическом обосновании допускается устройство боковых платформ. Ширина островной платформы мелкого заложения и наземной, а также односводчатой станции глубокого заложения должна быть не ме­нее 10 м. При колонной островной станции глубокого заложения ее минимальная ширина не менее 12 м, ширина боковой платфор­мы не менее 4 м. Длину посадочной части платформы принимают равной длине поезда на перспективу, увеличенной не менее чем на 6 м. Ширину коридоров и лестниц на участках пути движения пассажиров принимают с учетом пропускной способности в часы пик, но не менее 2,5 м.

Эскалаторы на станциях и в коридорах между станциями про­ектируют при высоте подъема до 6,4 м только для подъема пасса­жиров, при высоте более 6,5 м — для подъема и спуска пассажи­ров. Количество эскалаторов определяется по возможной пропуск­ной способности в часы пик. Вестибюли станций проектируют, как правило, подземными. Иногда устраивают наземные вестибюли, встроенные в соседние здания города. Выходы и входы из подземных вестибюлей рекомендуется совмещать с устройст­вом подулиᵏных пешеходных переходов.

Путь и контактный рельс. В качестве нижнего строения пути в метрополитене следует предусматривать: в тоннелях и на за­крытых наземных участках — плоское основание из бетона и же­лезобетона; на открытых наземных участках — земляное полотно. Верхнее строение пути выполняется из рельсов типа Р65 при большой грузонапряженности (более 25 млн. т-км/км на Ю-й год эксплуатации) и типа Р50 при меньшей грузонапряженности. На

419