Социально-экономическое прогнозирование: Курс лекций (Лекции 1-15: Понятие, сущность и необходимость СЭП. Государственный прогноз экономического и социального развития)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Н. С. Тарасюк

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (СЭП)

Лекция 1 Понятие, сущность и необходимость СЭП

1.1 Формы научного предвидения

Основными формами научного предвидения являются:

- Гипотеза

- Прогноз

- План

Они представляют собой ступени единого процесса – познания будущего и неразрывно связаны между собой.

     Гипотеза – это научное предвидение исходя из общей теории о возможном состоянии и путях развития объекта, о взаимосвязях между экономическими явлениями. Исходную базу построения гипотезы составляют теории и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. Содержит только качественные характеристики объекта, то есть позволяет предполагать лишь об общих закономерностях развития.

     Прогноз- система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определённость, так как основывается не только качественных, но и  на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта,  как с качественной, так и с количественной стороны. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз не имеет жёсткой связи с объектом, он неоднозначен, то есть носит вероятностный и многовариантный  характер.

План – это постановка чётко определенной цели, описание детальных событий развития. Это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются приоритеты, ресурсы и источники их обеспечения, пути и средства достижения поставленных целей, порядок и сроки выполнения намеченных задач. Обладает наибольшей конкретностью и определённостью. Содержит только количественную информацию.

Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях между собой и представляют последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса – общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап – разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

Наиболее тесно связаны между собой прогноз и план, они взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми разными: прогноз может предшествовать разработке плана, то есть являться этапом предплановой работы (в большинстве случаев),  следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана. Наряду с этим, прогноз может иметь  абсолютно самостоятельное значение и играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз. Кроме того, существуют процессы, не поддающиеся планированию. К ним относятся демографические процессы (рождаемость, смертность, половозрастная структура населения, средняя продолжительность жизни), количество семей, браков и разводов, спрос на продукцию и услуги, запасы природных ресурсов и др. Они могут выступать только объектами прогнозирования.

Несмотря на тесную взаимосвязь, прогноз и план имеют существенные

Похожие материалы

Информация о работе