Следящий шаговый электропривод. Особенности шагового привода САУ, страница 10

Непредельный установившийся синхронный режим наступает при частотах управления, меньше fи max. В этом режиме наблюдается значительное изменение скорости ротора в течение шага и от шага к шагу. Вследствие этого возникают явления электромеханического резонанса и зоны резонансных частот, в пределах которых работа двигателя затруднена. ШД характеризуется некоторой частотой собственных колебаний ротора w0»Кfpaш, где fp – частота переключения фаз при указанном условии. Опыт показывает, что резонансные зоны практически располагаются во всем диапазоне от 0 до fmax0. Устойчивая работа в этой области определяется главным образом демпфирующими свойствами двигателя.

Переходные режимы

К основным переходным режимам относятся:

-  разгон двигателя от нулевой скорости ротора до предельной, когда частота изменяется скачком от 0 до fпр;

-  торможение двигателя от установившегося синхронного режима до остановки при внезапном прекращении управляющих импульсов;

-  Реверсирование двигателя, которое происходит от установившегося синхронного режима одного направления вращения ротора до установившегося режима другого направления вращения при внезапном изменении чередования переключения обмоток.

В программе работы ШД предусматривается чаще всего скачкообразное изменение частоты управления. Поэтому переходные режимы ШД – пуск, торможение, реверс – являются рабочими режимами.

Пусковой режим ШД определяет его параметр, называемый приемистостью.

Приемистость – это максимальная частота импульсов fпр, которую может воспринимать и отрабатывать ШД без выпадения из синхронизма при пуске ротора из неподвижного состояния.

Приемистость зависит от величины единичного шага aш, формы и величины максимума угловой статической характеристики синхронизирующего момента, момента нагрузки на валу Мн, постоянных времени коммутируемых цепей Т, демпфирующих свойств двигателя Кдемпф, момента инерции двигателя и нагрузки Iпр.

Приемистость является важнейшей частотной характеристикой ШД, которая всегда указывается в паспорте машины. Программы управления ШД чаще всего строятся из условия разгона ротора до скорости, определяемой частотой приемистости fпр. Увеличение скорости до nmax в разомкнутых ШП применяется сравнительно редко. Поэтому практический интерес представляет возможность торможения ротора без проскальзывания при скачкообразном изменении частоты от fпр до 0. Сильное влияние на частоту торможения имеют начальные условия по углу a и скорости , с которых начинается торможение ротора.

При изменении порядка переключения фаз происходит реверсирование двигателя. Команда на реверс может быть записана в программе двояко: с паузой, во время которой ротор тормозится магнитным полем, и без паузы.

Предельная частота fрев зависит от положения ротора относительно оси поля и скорости в момент, когда поле совершает обратный скачок. Величина fрев может быть меньше, равна или больше fпр для всех значений aш.

При наличии паузы tрев происходит колебание ротора вокруг точки устойчивого равновесия. Если tрев достаточно велико и колебания ротора к моменту подачи первого импульса обратного хода полностью затухнут, то fпр=fрев.

Колебательный процесс может способствовать увеличению частоты fрев или, наоборот, ее уменьшению. Если ротор совершает обратное движение и имеет в этом направлении какую-то скорость при прохождении равновесного состояния в момент подачи первого импульса, то fрев>fпр, если же движение ротора в этот момент происходит в прямом направлении, то fрев<<fпр. Таким образом, правильный выбор tрев имеет большое значение.

При реверсе без паузы вопрос определения величины fрев осложняется многообразием начальных условий предшествующего переходного или установившегося режимов.