Общие вопросы обучения математики в начальной школе

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Начальная школа Новосибирской земли

(Начальная школа, 1992. - №11-12. – с.3-6.)

Трудно представить все стороны жизни начальных школ огромной области и огромного города. Для одних читателей слова «Новосибирск», «новосибирский» мало что говорят, для других новосибирская земля — родная, а начальная школа — дело жизни.

Вряд ли возможно в короткой статье дать полную и объективную информацию, однако надеюсь, что вместе с коллегами, чьи статьи представлены ниже, мы в некотором приближении решим эту задачу.

Вначале несколько общих сведений о Новосибирске и области.

Новосибирская область занимает довольно большую площадь: на ней вполне могли бы разместиться четыре Латвии, или две Англии (или одна Великобритания), или почти вся Беларусь.

Юг Новосибирской области — это жаркие летом и студеные зимой Барабинские степи, переходящие в Кулундинские, с прекрасными целебными солеными озерами и маленькими речушками; север — болота и тайга; средняя полоса — хороводы березовых колок, геометрия полей и придорожье пастбищ, изумрудные броши сосновых и еловых боров.

Былая гордость и настоящая боль всех новосибирцев — некогда полноводная, все еще широкая и могучая река Обь, которую, увы, бывшие выпускники нашей начальной школы, а нынешние инженеры и архитекторы, большие и маленькие начальники многочисленных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, «маленькие люди» — бульдозеристы, водители, рабочие и колхозники и просто жители — рвут и кромсают, душат и загаживают с поразительной методичностью и неизменным успехом.

Новосибирская область — это 30 районов, более десяти городов, около полутора десятков поселков городского типа, более двух тысяч маленьких и больших сёл, посёлков, деревень. Областной центр — Новосибирск, полуторамиллионный город, который в будущем году готовится отметить первое столетие своего существования.

Новосибирск, как принято говорить,— культурный, научный и хозяйственный центр Сибири. Особенно славится он своими научными достижениями, Академгородком, где расположены около десяти научно-исследовательских институтов. Есть у нас отделения и сельскохозяйственной академии, и медицинской. В Академгородке — Сибирское отделение Российской академии наук.

В Новосибирске и области в настоящее время 1481 средняя, неполная средняя и начальная школа (для сравнения: в 1960 г. было 2366 школ), причем начальных школ из них 449 (в 1960 г. начальных школ было 1540). Практически все начальные школы — в селах, многие из них — малокомплектные, где в каждом классе по 1–5 учеников.

Сокращение числа школ и числа начальных школ связано прежде всего с гигантоманией в городе (в Новосибирске во многих школах учится по 1,5–2 тыс. учащихся) и с политикой ликвидации «неперспективных» сел, в результате которой прекратили свое существование сотни и сотни маленьких сел, а вместе с ними и более тысячи начальных школ.

В начальных классах наших школ учится в настоящее время около 140 тыс. детей. Наблюдается тенденция к сокращению этого числа. Так, только за два года (с 1990 по 1992 гг.) это число уменьшилось более, чем на 1600 учеников.

Учат детей начальных классов более 7 тысяч учителей, почти половина из них — учителя сельских школ. Учителей с высшим образованием всего 24 %, причем в селе только 12 %.

Все эти цифры, к сожалению, говорят о безразличном отношении нашего общества к своему будущему. Ведь именно в начальной школе и даже еще раньше — в дошкольном возрасте — закладывается фундамент личности.

Основная масса учителей начальной школы получает профессиональную подготовку в 7 (из 9-ти) педучилищах, и лишь небольшая часть — на факультете начальных классов Новосибирского государственного пединститута, теперь — университета.

Чем же живет сегодняшняя начальная школа?

Прежде всего нужно отметить, что в последние 2–3 года резко усилилась активность учителей начальных классов, администрации школ в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания в начальной школе. Все большее число учителей видит эти пути не в ускорении процесса усвоения знаний, не в увеличении объема этих знаний, а в изменении самой направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребенка. Возрос интерес учителей к общим, концептуальным проблемам. Это проявляется, в частности, в изменении характера вопросов учителей во время занятий на курсах ИУУ, в личных беседах. Если еще несколько лет назад учителей больше интересовала конкретика («Нужно ли чертить стрелочку в краткой записи задач на увеличение числа на несколько единиц?», «Как лучше объяснить детям нахождение неизвестного слагаемого?», «Нужно ли при решении каждой задачи записывать ее кратко?» и т. п.), то сейчас спрашивают об альтернативных программах, о педагогических концепциях.

К сожалению, это пока лишь тенденция, но не повседневная реальность в жизни школы. Медленно, очень медленно происходит освобождение учителя от работы «на проверяющих»: на завуча, директора, методиста РОНО и т. д. Поворот к ребенку, к ученику, особенно в учебной работе, еще труден. Еще велик страх сделать что-нибудь не так, как кем-то требуется. Поэтому так часто вместо определения ценности той или ивой работы для развития ученика («Хорошо ли это действует на учащихся? Дает ли пищу уму? Не вредит ли физическому н психическому здоровью?») учитель все еще ориентируется на то, «понравится или не понравится проверяющим; что скажет завуч, директор; разрешено ли это или не разрешено программой; хорошо или плохо отзовется руководитель районного методов объединения». Вот несколько примеров. В коридоре шкалы слышна беседа учителя с первоклассниками: — Ребята, это какая фигура? — Прямоугольник.

— Я не спрашиваю тебя того, что мы еще не учили. Ребята, какая это фигура?

— Четырехугольник.

— Правильно. Молодец. (Четырехугольник на доске действительно был прямоугольником, но «не учили», и потому — неправильно.)

Другой пример. Проходят занятия с группой учителей. Только что все они приняли и даже полны решимости реализовать в практике идею: ученику нужно всегда предоставлять возможность использовать свою форму записи, проводить вычисления наиболее удобным для него способом, предлагать разные способы сравнения и пользоваться ими. Учителя предложили много способов сравнения групп предметов по количеству предметов в них (установления взаимно-однозначного соответствия, образования пар): можно предметы выложить в ряды, укладывая предмет из одной группы под предметом из другой, над предметом из другой, слева, справа, сбоку; можно накладывать один предмет на другой; ряды можно делать горизонтальными, вертикальными, наклонными и т. д. Все остались довольными, поняли, сколько возможностей для проявления самостоятельности, для выработки собственного мнения скрыты даже в этом, не таком уж и интересном, материале.

И вот начинается разговор об обучении детей умению строить рисунки к задачам и пользоваться ими. Читаю простую задачу: «Во дворе девочек 5, а мальчиков 7. Кого больше, мальчиков или девочек, и на сколько?» По ходу чтения делаю рисунок:

М. 0 0 0 0 0 0 0 

Д.  0 0 0 0 0

И тут со всех сторон раздается: «Вы неправильно нарисовали», «Надо не так», «Мальчиков надо ниже рисовать». Удивляюсь, почему. Доказывают: раз про мальчиков в задаче говорилось позже, то кружочки, которыми обозначили их на рисунке, нужно рисовать ниже. А как же с разными способами сравнения? с разными способами составления пар?

Потом все вместе смеемся над собой. Привыкли, что должно быть так, а ее иначе, и стереотип сработал раньше, чем мои милые учителя, которых я, право, очень люблю, успели осознать это.

Как много понадобится времени, чтобы из сознания учителя ушло представление о том, что ребенок должен обязательно все делать так, как учителем заранее расписано и распределено: что ученик должен на уроке говорить, как он должен говорить, «то и как он обязательно должен записать и т. п. Живуче мнение о том, что ученик обязан усвоить именно «учительское» толкование понятия, именно «учительский» способ действия.

Хотелось бы, чтобы в школе ребенок мог встать и выйти из класса, если ему нужно, чтобы каждый ребенок мог по каждому вопросу иметь свое мнение, чтобы школа была для учеников, чтобы учились дети не для выполнения контрольных работ РОНО, ГУНО и т. п., а учились потому, что им нравится учиться, потому, что это нужно им самим.

Много еще потребуется времени, чтобы учитель раскрепостился и раскрепостил ученика. Но радует движение в этом направлении. Радует все больший «плюрализм» учительских подходок, готовность многих учителей ехать за тридевять земель за интересной идеей, идти на лекции приезжающих знаменитостей.

Похожие материалы

Информация о работе