Общие вопросы обучения математики в начальной школе, страница 2

Широкое распространение в городе получило движение по созданию разноуровневых классов. Во многих школах детей при поступлении в первый класс делят на три группы и распределяют по классам в зависимости от уровня подготовленности и по другим критериям. В результате образуются классы коррекции или классы повышенного педагогического внимания, или классы выравнивания; классы ускоренного обучения; обычные, средние классы. (Названия в разных школах приняты разные.) В большинстве известных мне случаев обучение во всех трех классах ведется по обычным программам и учебникам с некоторыми изменениями, отличиями в способах организации работы, в методах обучения, не меняющими в целом традиционной модели образования. Результаты такого обучения, представленные в виде итогов контрольных работ по математике, русскому языку, как правило выше, чем в обычных классах. Беспокоит то, что во многих таких случаях (а может, лишь в некоторых, о которых я знаю) главной целью все-таки является увеличение объема знаний, которое зачастую достигается не только эффективным ведением уроков, но и дополнительными занятиями в группе продленного дня, большим объемом домашних заданий, что в конечном итоге ведет к перегрузке учащихся, к утомлению детей. Уже почти нормой стало проводить ежедневно 5, а то и 6 уроков в начальных классах. В значительной части классов приоритет по-прежнему отдается математике, русскому языку, чтению.

Однако есть в городе и области классы, школы, в которых значительное место стало отводиться предметам эстетического цикла: изобразительному искусству, художественному труду, музыке, предметам «музыка и движение», «речь и общение» и др.

В городе несколько школ переименованы в гимназии. В гимназические классы отбирают наиболее подготовленных учеников. Учителей в эти классы также отбирают по конкурсу, либо просто приглашают учителей, имевших всегда хорошие результаты.

Программы и подходы в нескольких гимназических классах, с которыми я знакомилась, в частности по математике, традиционны и отличаются от программ в обычных классах скоростью «прохождения» вопросов курса и некоторыми дополнениями, расширяющими математический кругозор учащихся. То, что в этих классах работают учителя-мастера, приносит свои плоды. И даже без формального изменения программ учителя во многом реализуют лучшие образцы взаимоотношений с детьми, создают в классе' атмосферу интереса к познанию. В гимназических классах вводятся и новые предметы, в частности, во всех таких классах изучается иностранный язык.

Много учителей-мастеров работает в обычных классах, не ставших ни гимназическими, ни экспериментальными, ни «уровневыми». Бывать у них на уроках и переменах одно удовольствие. Это и Лилия Николаевна Батурина из шкалы № 162, и Валентина Яковлевна Марченко и Раиса Павловна Шульга из 41 школы, и Нина Ивановна Вернодубова из сельской школы, и Валентина Васильевна Гуркова из школы № 10, и многие, многие другие.

Еще одна тенденция характерна для учителей начальных классов города и области — стремление попробовать себя в работе по различным программам научных  школ В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. С. Библера. Школы приобретают учебные пособия, программы, посылают учителей на учебу. И хотя не у всех, кто заявил о своей работе по программам развивающего обучения харьковского или московского направления научной школы В. В. Давыдова, действительно все получается, не все считают необходимым включать в свою работу все, что есть в соответствующих пособиях (и это нормально), движение вперед есть.

Появились в нашем городе и области и свои, доморощенные, в хорошем смысле слова, программы, подходы, авторские школы, экспериментальные площадки, частные школы.

Побывала недавно в частной школе «Надежда», научный руководитель которой — Н. М. Коряк. Порадовалась за ребятишек, которые там учатся. Довольно часто бываю на экспериментальной площадке «Диалог» при шкале № 12. Интересна эта площадка не только тем, что здесь апробируются многие программы (правда, начальная школа представлена всего лишь одним первым классом), но и тем, что здесь проводятся семинары, работают кафедры, а учителя — интересные люди. Недавно проводился семинар по неориторике профессора нашего пединститута Ю. В. Шатина. Со следующего года он будет вести в этой школе новый предмет «Риторика», правда, в 9 классе. Семинар был полезен всем: и мне, и моим коллегам по факультету начальных классов пединститута, и учителям, и студентам.

Интересно начали работу выпускники нашего института, воспитанники кандидата психологических наук А. Я. Болыпунова — Ю. Печин, С. Алексеев, Т. Иванова, Е. Трусова, Л. Нольфина. Интересна прежде всего работа по естествознанию. Программа для этого курса разработана большой группой преподавателей, студентов факультета начальных классов, выпускников нашего и других факультетов под общим руководством А. Я. Большунова. Соавторами являются и названные выше выпускники.

Не так давно побывала я в детском саду № 371, где ведет естествознание Ю. В. Печин. Не успела я зайти в класс шестилеток, как малыши, нисколько не смущаясь того, что перед ними совершенно незнакомый человек, с жаром стали рассказывать, что у них сейчас очень сложная проблема, которую они пока никак не могут решить: откуда на Земле взялось все живое. Наперебой говорили они, я едва успевала все услышать и вовремя ответить на вопросы, уже задаваемые мне. Вот фрагменты детских высказываний. «Вот мы обсуждали, что Земля была раньше, как горячая сковородка. А как же на горячем появилось живое? Оно же все сжарится1». «А вот Дима у нас лучше всех вчера вопросы задал». «А ваши дети тоже любят задавать вопросы?». Потом они показали свои любимые книжки, которые они приносят из дома и читают на специальных пятиминутках чтения на уроках и в свободное время.

После уроков естествознания, проводимых Л. В. Нольфиной, ребята также не прекращали обсуждения и обдумывания вопросов, поднятых на уроке. Еще бы! Ведь это такие вопросы, которые и меня заставили рыться в книгах по биологии. У Ларисы Владимировны ученик первого класса наметил такой путь решения проблемы происхождения живого: «Нам надо вначале решить: атом — живое или неживое. Ведь все состоит из атомов.» Каково же было мое удивление, когда в книге для факультативных занятий по биологии (10 класс) я прочитала, что ученые тоже поставили этот вопрос. Отвечая на него, ученые обнаружили, что живая материя состоит из атомов тех же веществ, что и неживая. Тогда была поставлена проблема: выявить условия, при которых, например, из атомов углерода и водорода могли бы получиться соединения, характерные для живых организмов. Маленькие мыслители работали как крупные ученые)

Диалог с учителем, диалог между учащимися, спор, столкновение мнений — характерная особенность этих уроков. Дети здесь прежде, чем идти в природу «смотреть» (а на этом строится традиционное природоведение), накапливают вопросы о ней. Эти вопросы их мучают, заставляют спрашивать, читать, спорить. И только после этого дети идут смотреть (иногда спор, вопросы начинаются с рассматривания). Так было, когда эти дети обсуждали вопросы: «Из чего состоит живое?», «Из чего состоит клетка?». Много своих версий обсудили, «отспорили», «отрисовали» дети прежде, чем пошли в кабинет биологии посмотреть в окуляр микроскопа. И учительницу биологии они атаковали вопросами, которые не часто задают и старшеклассники.

Необычны уроки по предмету «Этика и христианство» (автор программы Ю. В. Печин). Трудные этические проблемы решают дети, которые, как казалось мне еще совсем недавно, не доросли до них. Нет, оказывается, до многого они уже доросли. Они уже «не рубят с плеча»: этот хороший, этот плохой. Они спорят, высказывают свои мнения, соглашаются или не соглашаются с мнениями товарищей, стараются понять, а не осудить поступки героев.

А вот школа «Надежда», урок геометрии по авторской программе А. И. Щетникова. Как сладкая музыка звучат для меня таинственные «чи», «гу», «ка» — произвольные обозначения произвольных единиц длины: ведь свободный переход от одних единиц к другим, свободное пользование произвольными единицами — показатель понимания понятия «величина», смысла измерения. И все-таки, когда на мой стол легли две белые бумажки с задачами для самостоятельной работы, которую выполняли третьеклассники, сердце ёкнуло: а вдруг не решу. Но, слава богу, решила, хотя и не самым оригинальным способом, не тем, которым решили эту задачу некоторые дети. Вот одна из задач: «Фонарь висит на высоте 63 чи. Человек ростом 18 чи отбрасывает тень длиной 8 гу. Определите, на каком расстоянии от точки, над которой висит фонарь, стоит человек».

Много интересного происходит сейчас в школе. Много интересных учителей работает в начальной школе. К сожалению, невозможно рассказать обо всем. Представляю слово моим коллегам.

С. Е. ЦАРЁВА,

Новосибирский государственный педагогический институт