Обучение решению текстовых задач в средних классах, страница 2

1. Прочитайте задачу (называется номер задачи из учебника). Поднимите руки те, кому задача понятна. Поднимите руки те, кто знает, как ее решить. А теперь ответьте на мои вопросы. (Учитель задает названные выше вопросы.) Поднимите руки те, кому задача понятна. Поднимите руки те, кто знает, как ее решить? Как вы думаете, почему сейчас стало больше тех, кто понял задачу, тех, кто ее решил?

2. Прочитайте задачу (указывается номер задачи из учебника или дидактических материалов). Задайте вопросы, помогающие понять задачу. Можете пользоваться их списком, представленным на доске. Ответьте на заданные вопросы. Уверены ли вы, что вопросы поставлены верно? Уверены ли вы, что верно ответили на поставленные вопросы? Если есть сомнения, то поделитесь ими с товарищем по парте, с группой, со всеми.

3. Дана задача и несколько вариантов ответа на вопрос «О чем эта задача?». Выберите тот вариант ответа, который, на ваш взгляд, наиболее способствует пониманию задачи. Объясните свой выбор. Почему другие ответы не способствуют или менее способствуют пониманию задачи?

З а д а ч а 1. Двенадцать человек несут двенадцать хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба, каждая женщина –– по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей? 

В а р и а н т ы  о т в е т о в для выбора.

Это задача о:

а) переносе хлеба людьми.

б) хлебах, которые несут мужчины, женщины и дети.

в) людях, которые несут хлебы.

г) количестве людей, которые несут хлебы.

д) количестве хлебов, которые несут мужчины, женщины и дети.

З а д а ч а  2. На пути от школы до дома, где живет Игорь, находится магазин. Расстояние от школы до магазина в два раза больше расстояния от магазина до дома. Путь от школы до дома Игорь обычно проходит за 9 мин. Представьте, что он вышел из школы, когда до начала перерыва в магазине осталось: а) 4 мин; б) 7 мин. Успеет ли Игорь зайти в магазин до перерыва, если будет идти со своей обычной скоростью?

В а р и а н т ы  о т в е т о в для выбора.

Это задача :

а) о том, успеет или не успеет Игорь зайти в магазин до перерыва;

б) о пути Игоря от школы до магазина;

в) о времени, необходимом Игорю для того, чтобы дойти от школы до магазина;

г) о зависимости между временем и длиной соответствующего пути.

4. Дана задача и несколько вариантов ответов на вопрос « Что требуется узнать в задаче?» Выберите тот ответ, который наиболее точно раскрывает смысл требования задачи. (Аналогичное задание можно выполнить по вопросам «Что известно в задаче?», «Что неизвестно в задаче?», «Что обозначают слова ...?» и т. п.)

5. Является ли следующая задача задачей «на работу»? Если «да», то, что является результатом работы? Если нет, то какой процесс описан в задаче? Является ли данная задача задачей с пропорциональными величинами? Если  «да», то какие это величины? Какой зависимостью они связаны?

З а д а ч а. На одном тракторе работали в течение недели 60 ч, на другом 55 ч. На втором тракторе при одинаковой норме израсходовали на 35 л горючего меньше, чем на первом. Сколько литров горючего израсходовали за неделю на каждом тракторе?

Поставьте аналогичные вопросы к задаче, данной ниже. Ответьте на них.

З а д а ч а. На одной пасеке получали в год с каждого улья по 60 кг меда, а на другой 70 кг, а всего собрали 4120 кг. На второй пасеке было на 5 ульев больше, чем на первой. Сколько ульев было на каждой пасеке?

6. Какие величины характеризуют процесс расходования бензина тракторами в первой задаче из предыдущего  задания?  (Процесс расходования бензина характеризуется объемом израсходованного бензина, временем расходования и «скоростью расходования» –– отношением объема расходуемого бензина к времени, за которое этот объем бензина был израсходован.) Чем похож процесс, описанный в этой задаче, на процесс, описанный во второй задаче?

7. К следующим текстам задач (задачи можно взять со страницы учебника) поставьте вопросы о процессах, величинах и зависимостях. Дайте ответы на поставленные вопросы.

8. Решите задачу, начав решение с чтения задачи и ответов на вопросы, помогающие понять задачу. Вопросы можете задать сами или прочитать их с доски. Можете попросить соседа по парте задать эти вопросы.

9. Из данных задач (из задач, тексты которых приведены на указанной учителем странице учебника) выделите те, для понимания которых полезно поставить а) вопросы первой группы; б) вопросы второй группы; в) вопросы обоих групп. 

Цель в т о р о й системы вопросов и заданий –– уточнение понятия "таблица" и мотивация использования таблиц при решении задач.

10. Как вы думаете, что такое таблица?

11. Найдите таблицы на страницах учебников математики, русского языка, истории, других предметов. Чем все эти таблицы похожи друг на друга? Какие различия есть между какими-либо двумя таблицами?

12. Чем, на ваш взгляд, могут отличаться друг от друга две произвольные таблицы? Чем любые две таблицы обязательно должны быть похожи друг на друга?

13. Как вы думаете, почему каждая страница школьного дневника имеет форму таблицы? Почему расписание движения поездов на железнодорожном вокзале имеет форму таблицы? Где еще вы встречали таблицы?

14. Для чего строят таблицы?

15. Рассмотри текст задачи и её табличную запись. Реши задачу. Помогла ли таблица решить задачу?

Задача 635 (Н. Я. Виленкин и др. М. 5 кл.) Теплоход, 3 ч шел по озеру со скоростью 23 км/ч, а потом 4 ч по реке. Сколько километров прошел теплоход за эти 7 ч, если по реке он шел на
3 км/ч быстрее, чем по озеру?