О сознательном усвоении математических понятий, страница 2

Условия задач лучше разместить перед классом в один ряд в порядке следования но­меров. Слова нахождение суммы, увеличение числа на несколько единиц, нахождение умень­шаемого, решение задач и ответы остаются за­крытыми (таблицы подогнуты).

Учитель предлагает учащимся по краткой записи составить задачу, решить ее и на­звать ответ, а сам в такой же последователь­ности открывает готовые записи (решение и ответ). Такое оборудование экономит время и силы детей. Основная же нагрузка падает на мыслительную деятельность при сравнении таблиц и вывода. Сравнение задач в данном случае проводится не по всем признакам. До­статочно установить, что они разные по сюже­ту, в них разные числовые данные и вопросы, но все они решались сложением.

На вопрос «В каких же случаях мы при­меняли сложение?» ученики отвечают при­мерно так: «Когда известно первое и второе число, а надо найти сумму (учитель показы­вает в условии оба числа и вопрос); когда на­ходим второе неизвестное число, которое должно быть больше известного; при нахож­дении уменьшаемого, когда известны вычи­таемое и разность».

При составлении ответа учащиеся смотрят на опорную таблицу, а учитель открывает сло­ва, характеризующие вид задачи (они написа­ны над условием задачи).

На этом же уроке учитель знакомит детей с карточками обратной связи. На лицевой сторо­не карточки 1 стоит знак «плюс» синего цвета, на карточке 2 - зеленого, на карточке 3 - черно­го цвета. Обратная сторона карточек выглядит так:

 


Все три карточки помещаются в один кон­верт. Число конвертов соответствует числу учащихся.

Учитель читает задачи:

№ 1. Сколько ведер воды было в бочке, ес­ли из нее для поливки взяли 12 ведер, после чего в ней осталось 15 ведер?

№ 2. В цехе работало 48 мужчин и 30 жен­щин. Сколько всего рабочих было в цехе?

№ 3. Нина нашла 28 желудей, а Оля на 6 желудей больше. Сколько желудей нашла Оля?

№ 4. У Вани было два куска проволоки. Первый кусок длиной 6 м. Этот кусок короче второго на 4 м. Какой длины был второй кусок проволоки?

Учащиеся в тетрадях записывают решение и ответы задач.

В процессе проверки выполненной работы целесообразно использовать карточки обрат­ной связи.

Учитель спрашивает:

- Каким действием решена первая задача? Почему?

Достаточно окинуть взглядом класс: у всех ли поднят знак плюс черного цвета.

- Почему? (Ученик читает запись на обрат­ной стороне карточки.)

Таким образом, каждый ученик еще раз сам себе объясняет правильность выбора дей­ствия. Ответ говорит об осознанности усвое­ния материала.

Труднее удается урок по обобщению раз­личных случаев применения действия вычита­ния из-за того, что наблюдения приходится проводить по семи таблицам.

№1

Нахождение  остатка 

Задача:

Было      Израсходовали      Осталось

90руб               72 руб.                 ?

Решение:

90 - 72= 18 (м)

Ответ: у папы осталось 18 руб.

№2

Нахождение вычитаемого

Задача:

Было      Израсходовали      Осталось

18 л                    ?                         8 л

Решение:

18 - 8= 10 (л)

Ответ: израсходовали 10 л молока.

№3

Нахождение второго слагаемого

Задача:

Коля – 40 м.

Юра - ?

Решение: 90 - 40 = 50 (марок)

Ответ: у Юры было 50 марок

№4

Нахождение первого слагаемого

Задача:

1-  ?

2-  23 м

Решение: 75 - 23 = 52 (м)

Ответ: в 1 куске было 52 м ткани

№5

Уменьшение числа на несколько  единиц

Задача:

1 ул. – 46 д.

2 ул. - ? на 5 домов меньше, чем

Решение: 46 - 5 = 41 (дом)

Ответ: на 2 улице 41 дом

№6

Уменьшение числа на несколько  единиц

Задача:

Груз. м. – 90, что на 25 больше, чем

Легк. м. - ?

Решение: 90 - 25 = 65 (машин)

Ответ: в парке 65 легковых машин

№7

Разностное сравнение

Задача:

Мужчин – 48 чел.

Женщин – 30 чел.

Решение: 48 - 30 = 18 (чел.) - разность

Ответ: мужчин на 18 больше, чем женщин

Для подведения итогов этой важной и сложной работы учитель вывешивает на доске две следующие таблицы:

№1

Различное

Содержание

Числовые данные

Вопросы

Ответы (ответы соответствуют вопросам)

№2

Сходное

Действие, с помощью которого выполняем решение.

Во время фронтальной беседы учащиеся выделяют особенности каждой задачи, а учитель открывает слова, написанные над ее условием. Ответы могут быть такие: «В пер­вой задаче требовалось найти остаток. Он находится вычитанием. Во второй задаче находится вычитаемое по данному умень­шаемому и разности, оно находится вычи­танием.

В задачах 3 и 4 известна сумма и одно из слагаемых. Неизвестное слагаемое находится вычитанием.

В задачах 5 и 6 надо найти второе неизве­стное число. Условие требует уменьшения первого числа на несколько единиц.

В задаче 7 известно и первое, и второе число. Вопрос задачи требует сравнения этих чисел. Разность чисел находится вычи­танием.

Уроки обобщающего характера полезны тем, что они способствуют дифференциации и обобщению приобретаемых знаний, делая их более осознанными.

Наборное полотно «Задача требует» по­степенно приобретает такой вид:

+

сложение

1. Найти сумму

2. Увеличить число на несколько единиц

3. Найти уменьшаемое

*

умножение

1. Найти сумму одинаковых слагаемых

2. Увеличить число в несколько раз

-

вычитание

1. Найти остаток.

2. Уменьшить число на несколько единиц

3. Узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого

4. Найти вычитаемое

5. Найти слагаемое

:

деление

1. Разделить на равные части.

2. Уменьшить число в несколько раз

3. Узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого

4. Узнать, сколько раз одно из данных чисел содержится в  другом

5. Найти часть от числа

Представление основных видов простых задач на одной таблице помогает вырабатывать умение грамотно обосновывать выбор действия при реше­нии не только простых, но и составных задач.

Становятся разнообразнее дидактичес­кие приемы работы и при решении составных задач, появляется возможность более часто сопоставлять математические понятия. Учащиеся на уроках математики работают активнее, совершенствуют речь. Времени на обоснование выбора действия затрачивается меньше.