Стандартизация и сертификация: Краткий курс лекций (Техническое регулирование. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров))

Страницы работы

Фрагмент текста работы

взаимодействие задаваемых требований стандартами и техническими регламентами, выполнение которых через процедуру подтверждения соответствия продукции воздействует на принятие решения о допуске продукции в обращение (на рынок). В целом же на доступ продукции в обращение, посредством получения соответствующего знака обращения (или соответствия) на рынке, кроме результатов подтверждения соответствия, влияют цели технического  регулирования, выступающие в роли критериев безопасности продукции, и действующее законодательство по торговле (международное, региональное, национальное, в том числе в рамках  ВТО). Схематично взаимосвязь реализации целей нормативного обеспечения разработки, производства и доступа продукции (товаров и услуг) в сферу потребления показано на рис.1.3.

Пунктирной линией на схеме показано обратное (корректирующее) воздействие сферы потребления продукции на задаваемые к ней требования в стандартах и технических регламентах.

1.3.  Участники технического регулирования

Цели деятельности в области технического регулирования порождают организационную структуру для их реализации. Такими органами, по положениям ФЗ, должны быть:

1.  федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (далее –ФАТР);

2.  национальный орган по стандартизации (далее-НОС);

3.  системы сертификации;

4.  органы по сертификации;

5.  испытательные лаборатории (центры);

6.  органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

7.  системы аккредитации

8.  органы, аккредитующие органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры).

Принципиальным моментом является то, что органы, разрабатывающие технические регламенты и стандарты, органы, осуществляющие процедуры подтверждения соответствия, и органы, аккредитующие органы по сертификации и испытательные лаборатории, должны быть организационно и в порядке финансового обеспечения независимыми друг от друга. Это с одной стороны, а с другой — они должны образовать функционально целостную систему, обеспечивающую цели, как и показано на рис.1.3.

Кроме этого, участниками технического регулирования выступают субъекты предпринимательской деятельности в лице производителей, собственников, продавцов, исполнителей, представителей зарубежных производителей на территории РФ. Для них схема (рис.1.3), как отражение требований ФЗ, демонстрирует механизм получения допуска продукции (работ и услуг) в обращение (на рынок).

Особая роль отводится саморегулируемым организациям при проведении подтверждения соответствия. ФЗ дает право создавать на их основе добровольные системы и органы по сертификации и выдавать сертификаты соответствия и знаки соответствия участникам системы. Таким образом, государство создает предпосылки к тому, чтобы саморегулируемые организации стали наряду с государством активным субъектом регулирования российского рынка.

Проведение реформы технического регулирования совпало с реформированием системы федеральных органов исполнительной власти, что еще более повышает ответственность федеральных органов

Похожие материалы

Информация о работе