Концептуальные аспекты технологий обучения математике, адекватных задачам образования ХХI века

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

С. Е. Царёва Новосибирский государственный педагогический университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, АДЕКВАТНЫХ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ ХХI ВЕКА

ХХI век получил название начала постиндустриальной эпохи в развитии мирового сообщества. Главными ее характеристиками признаются “сдвиг основной общественной потребности с производства материальных товаров на производство услуг и информации”[1, с. 6], переход “от экономики, ориентированной на преобразование вещей, к экономике, базирующейся на информации и работе с людьми”. [2; с. 5]

Создание образовательных систем и технологий, соответствующих этой эпохе, связано с определенными противоречиями в требованиях, которые предъявляет человеку информационная эпоха.

Быстрое распространение информации обусловливает высокую вероятность частых изменений в производственной, социальной и общественной жизни, а, следовательно, и в социальном, профессиональном, личностном, материальном состоянии отдельного человека. Изменение же состояния требует от человека изменения поведения, использования новых способов решения прежних задач и поиска путей решения новых. В этих условиях человек должен быть готов к субъективно творческому решению жизненных проблем, к самостоятельному принятию решений. Следовательно, школьное обучение должно обеспечить становление соответствующих личностных качеств: способности к творческой деятельности, вариативности мышления, самостоятельности в принятии решений и т. п.

Грядущее тысячелетие обещает быть не только информационной эпохой, но и эпохой высокотехнологичных производств, высокотехнологичных процессов непроизводственного характера. Любой же высокотехнологичный процесс требует от его участников высокой исполнительской культуры, умения действовать в точном соответствии с инструкцией, умения быстро осваивать новые правила, новые алгоритмы. Следовательно, школьное обучение должно обеспечить формирование таких качеств личности как алгоритмичность мышления, умение действовать по образцу, умение точно исполнять поручения и предписания, умение быстро осваивать чужой опыт.

Особенностью ХХI века является, к сожалению, и катастрофическое состояние окружающей среды, значительно большая в сравнении с предыдущим столетием зависимость этого состояния от повседневной деятельности каждого человека, от понимания каждым членом общества человеческого происхождения многих экологических катастроф и катаклизмов, от признания каждым своей ответственности за мир, в котором мы живем. В этом веке в полной мере верно учение В.И. Вернадского о ноосфере, о влиянии человеческой деятельности, человеческого разума на состояние всего живого и неживого на Земле. Указанная особенность обусловливает необходимость гуманитаризации содержания образования, необходимость рассмотрения в образовательном процессе гуманитарной составляющей любого знания.

Отмеченные три характеристики постиндустриальной эпохи задают три группы требований к образованию подрастающего поколения, которые, вообще говоря, противоречат друг другу. Но это противоречие диалектическое, подчиняющееся закону единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба противоположностей являются источником развития любой области, в том числе и сферы образования. Для функционирования любой системы, в том числе и образовательной, в каждый конкретный момент времени и в каждом конкретном месте этой системы противоречия должны быть разрешены, переведены в качественно другие, в противоречия другого уровня. Некоторые способы разрешения противоречий разработаны в ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. [3] Преодоление отмеченных противоречий лежит на пути к гуманитаризации образования, к личностно-ориентированному обучению.

При построении технологии обучения для функционирования в начале ХХI века необходимо учитывать все отмеченные противоречия и требования.

Наиболее распространенные в России образовательные системы, как показала И. С. Якиманская, не являются личностно-ориентированными, так как не учитывают субъектный опыт познания мира обучающимися. [4] Проведенный ею анализ убедительно доказывает необходимость изменения взглядов как на содержание образования, так и на сущность научного знания, на отказ от сциентизма.

Все сказанное позволяет искать средства реализации задач образования в создании соответствующих моделей образовательных технологий, в разработке адекватного методического обеспечения. Наличие разных моделей, апробация их в учебном процессе, помогут найти пути совершенствования образовательных систем в соответствии с требованиями наступающего века.

Термины “образовательная технология”, “технология образования”, “технология обучения” мы употребляем как синонимы термина “педагогическая технология”. В контексте данной статьи они стилистически оказались более подходящими.

Понятие “педагогическая технология” разные авторы понимают по-разному. Сопоставительный анализ разных точек зрения провел Г. К. Селевко. Опираясь на этот анализ, в понятие “педагогическая технология” будем вкладывать смыслы, отраженные в описаниях, данных ЮНЕСКО, В. М. Монаховым, М. В. Клариным, Г. К. Селевко.

Педагогическая технология — это “продуманная во всех деталях модель” всего процесса обучения с “безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя” [5] “с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия” ставящая своей задачей оптимизацию форм образования” (ЮНЕСКО).

Для характеристики любой технологии важным является вопрос о составе ее частей. Г.К. Селевко в структуру педагогической технологии, включает следующие элементы:

“а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

— цели обучения - общие и конкретные;

— содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс:

— организация учебного процесса;

— методы и формы учебной деятельности школьников;

— методы и формы работы учителя;

— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

— диагностика учебного процесса.” [6, с. 17]

Для представления собственной модели образовательной технологии (в частности, технологии математического образования) уточним содержание ее частей.

Концептуальные подходы к обучению определяются характером понимания сущности образования, сущности знания, особенностей процессов познания, роли образования в жизни каждого человека и общества. Концептуальными являются и ответы на вопросы: “Зачем детей обучают в школе?”, “Зачем нужен в общем образовании тот или иной учебный предмет?”, “Каково место ученика и каково место учителя в учебном процессе?”, “Какие психолого-педагогические теории положены в основу?” и т. п.

Похожие материалы

Информация о работе